Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости

Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости



Сапов В.В.
Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 96-118.

Глава из книги: Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2015. – 328 стр.
ISBN 978-5-89826-445-1

Размещена на сайте: 18.11.15

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Сапов В.В. Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 96-118.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению представлений Платона о справедливом устройстве государства и основана в основном на его диалоге «Государство». Поскольку Платон использует такие понятия как «знание», «мнение» и «незнание», в первую очередь анализируется их соотношения с современными представлениями об обыденном и научном сознании. Основной тезис статьи таков: обыденное сознание не имеет определенного, а иногда и вообще никакого представления о справедливости, но чутко реагирует на любое проявление несправедливости. Эти отрицательные реакции научное сознание анализирует и теоретически обосновывает, придавая им положительный смысл в виде всякого рода теорий справедливости (у Платона – «идея» справедливости»). Затем эта идея справедливости овладевает и обыденным сознанием, принимая образ «идеала» справедливости, который, будучи воплощен в социальной практике, порождает новую несправедливость. На примере Платона показана ущербность научного сознания, пытающегося навязать сознанию обыденному свои теоретические представления о справедливости вместо того, чтобы путем эмпирических исследований выяснять представления этого сознания о несправедливости и соответствующим образом корректировать социальную политику. Основная коллизия соотношения научного и обыденного знания о справедливости заключается в претензии первого дать окончательное и вечное определение справедливости («идея» справедливости у Платона») и неспособности второго обосновать свое представление о несправедливости.

Ключевые слова:

платон социальная утопия социальное знание

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: