(2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https: ...

(2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https: ...



Парфенова О.А.
(2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32301904

Размещена на сайте: 21.02.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Парфенова О.А. (2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588
DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588

Аннотация

Статья посвящена одному из  ключевых направлений отечественной социальной политики – социальному обслуживанию пожилых граждан. Крупнейшим агентом в  этой сфере со стороны государства являются  комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). Объектом исследования методом кейс-стади выступает КЦСОН одного  из  районов Санкт-Петербурга. Я проанализировала как функционирует  этот сервис, рассмотрев совокупность связанных с ним формальных и  неформальных правил и практик. Забота о пожилом человеке со стороны КЦСОН оформлена в  виде набора услуг, которые предоставляются  за  плату (относительно невысокую на момент проведения исследования). Этот набор услуг во  многом одобряется самими клиентами. Со стороны социальных работников существует неформализованное представление о том, что входит в  их обязанности, а что нет. При этом, их должностная инструкция базируется на устаревшей версии закона о социальном обслуживании. Таким образом, в  ходе исследования выявлено расхождение должностных инструкций и  с  действующим законодательством, и  с  реальными практиками. Кроме того, в ходе обслуживания не происходит качественного изменения социального статуса пожилого человека. КЦСОН частично подменяет своей помощью те функции, которые обычно выполняют сами пожилые или их близкие. Такое «делегирование» заботы профессионалам позволяет пожилым людям отчасти компенсировать потерю трудоспособности и физической активности и поддерживать определенный образ жизни. При этом в  ряде случаев надомное  социальное обслуживание может вписываться в  модель «теплой современной заботы», когда функции по уходу за пожилым человеком разделены между институтом (КЦСОН) и семьей.

Ключевые слова:

социальная политика социальные сервисы пожилые социальное исключение social policy social services elderly social exclusion

Рубрики:

Социальная политика и управление
Социология поколений



Возможно, вам будут интересны другие публикации: