Философия истории Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете

Философия истории Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете



Малинов А.В.
Философия истории Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете // Соловьевские исследования. 2019. № 2 (62). С. 193–206.
ISSN 2076-9210
РИНЦ: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=29072

Размещена на сайте: 28.10.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Малинов А.В. Философия истории Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете // Соловьевские исследования. 2019. № 2 (62). С. 193–206.

Аннотация

Рассматривается «Философия истории» (1923 г.) Л.П. Карсавина в контексте преподавания философско-исторических и теоретико-методологических дисциплин в Санкт-Петербургском университете со ссылкой на курсы по философии и методологии истории, читаемые М.М. Стасюлевичем, А.С. Лаппо-Данилевским и Н.И. Кареевым. Характеризуются философско-исторические взгляды К.Н. Бестужева-Рюмина и В.И. Ламанского - последователей славянофильского учения. Отмечается, что идеи Ламанского получили развитие в большей степени в историософии евразийцев, нежели философско-историческом учении Карсавина, несмотря на его участие в евразийском движении. Обращается внимание на содержательные совпадения взглядов Карсавина и его предшественников. Однако в целом признается, что философские установки позитивизма и неокантианства, на которые ориентировались преподаватели философско-исторических дисциплин, не соответствовали философским предпочтениям Карсавина. Отмечается, что «Философия истории» Карсавина написана с позиции философии всеединства и ее можно признать оригинальным развитием идей В.С. Соловьева применительно к истории и историографии. Констатируется, что, в отличие от работ предшественников, философско-исторические сочинения которых явились лишь рассуждениями философствующих историков, «Философия истории» Карсавина представляет собой в строгом смысле философское произведение; она написана философским языком и представляет как практический, так и теоретико-понятийный интерес для исторической науки. Раскрывается содержание основных терминов карсавинской «Философии истории»: иерархическая личность, качествование, стяженность, индивидуация и др. Признается, что, в отличие от большинства университетских философствующих историков, видящих в истории науку, Карсавин разрабатывал религиозную модель исторического процесса и исторического знания, основной вопрос которой - это вопрос о связи Абсолютного начала и тварного мира.

Ключевые слова:

философия истории карсавина всеединство абсолют иерархическая личность религиозная историософия историческая наука религиозная модель исторического знания karsavin’s philosophy of history all-unity absolute hierarchical personality religious historiosophy historical science religious model of historical knowledge

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: