Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft»

Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft»



Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.
Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft» // Философия науки и семантика: монография / Научн. ред. и сост. Р.Э. Бараш, Е.В. Вострикова, П.С. Куслий. – Москва: Изд-во Русское общество истории и философии наук, 2020. C. 53-72.
ISBN 978-5-6045557-4-3

Размещена на сайте: 11.01.21

Текст книги на сайте издательства URL: http://rshps.ru/books/philosophy-of-science-and-semantics(2020).pdf (дата обращения 11.01.2021)



Ссылка при цитировании:

Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Наука общества. К 30-летию выхода книги Никласа Лумана «Wissenschaft der Gesellschaft» // Философия науки и семантика: монография / Научн. ред. и сост. Р.Э. Бараш, Е.В. Вострикова, П.С. Куслий. – Москва: Изд-во Русское общество истории и философии наук, 2020. C. 53-72.

Аннотация

Реконструируется системно-коммуникативный подход к анализу науки с особым вниманием к отношению науки к ее высоко-комплексному внешнему миру. Проблема комплексности ставится как ключевая и рассматривается в контексте коммуникативной «редукции комплексности» внешнего мира, которую наука осуществляет посредством своего уникального бинарного кода (дистинкции истина/ложь). При этом комплексность внешнего мира, с которой сталкивается наука, распадается на две больших области. С одной стороны, наука перерабатывает собственно внешний мир науки т.е. природу, общество, психику человека, в качестве своего объекта, и этим выполняет уникальную функцию – проведение научного исследования. Интеграция научной коммуникации в этом случае возможна в форме трансдисциплинарных исследований. С другой стороны, наука вынуждена реагировать и на комплексность внутреннего (т.е. социального) внешнего мира коммуникативной системы науки, а именно – на сопряженные коммуникативные системы охватывающей системы мирового общества (политики, хозяйства, религии, образования, право и т.д.). В последнем случае наука выполняет не функцию, а выступает в роли поставщика достижений по запросу означенных коммуникационным систем, получая в обмен ресурсы для проведения междисциплинарных исследований, которые носят оказиональный характер и не могут служить для интеграции научной коммуникации на систематическом базисе. Сама наука при этом, в свою очередь, является системой мирового общества и в этом смысле способна входить в «структурные сопряжения» со своим внутренним (социальным) внешним миром, комплексность которого она в свою очередь вынуждена редуцировать. Мы рассмотрим ответы системно-коммуникативной теории Никласа Лумана на проблему социальной комплексности внешнего мира с учетом новейших ее интерпретаций в работах Р. Штихве, Д. Беккера, Л. Лейдесдорфа и других. Мы выскажем ряд коррекций, которые следует внести в эту теории с учетом новейших социальных изменений, прежде всего, трансцдисциплинарных тенденций в науке и появления социально-сетевой коммуникации и ее влияния на структурные сопряжения науки и остальных систем. Мы проиллюстрируем новообразования в научной коммуникации, вызванные с появлением социально-сетевого общества, применительно к России.

Ключевые слова:

системно-коммуникативная теория социальная эпистемология философия науки комплексность редукция комплексности

Рубрики:

История и теория социологии
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: