Скрытая дилемма российской социально-экономической политики стимулирования рождаемости

Скрытая дилемма российской социально-экономической политики стимулирования рождаемости



Латов Ю.В., Латова Н.В.
Скрытая дилемма российской социально-экономической политики стимулирования рождаемости // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. №3. С. 389-402.
ISSN 2073-6517
DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.5.
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46575278

Размещена на сайте: 30.09.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jet-russia.com/wp-content/uploads/2021/09/05_Latov_3_2021.pdf (дата обращения 30.09.2021)



Ссылка при цитировании:

Латов Ю.В., Латова Н.В. Скрытая дилемма российской социально-экономической политики стимулирования рождаемости // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. №3. С. 389-402.
DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-3.5.

Аннотация

В современной официальной российской демографической политике, провозглашающей «сбережение и приумножение народа», сосуществуют два качественно разных подхода к пониманию этой задачи. Чаще всего делается акцент на стимулировании количества рождающихся детей, хотя есть и понимание важности стимулирования качества их воспитания и обучения. Цель статьи - доказать, что если направленность на повышение человеческого капитала экономически обоснована, то стремление повысить рождаемость такого обоснования не имеет. Методика доказательства основана на применении к анализу демографической политики ряда теоретических концептов на стыке демографической, экономической и социологической теорий. Прежде всего, это - разработанная в прошлом веке теория демографического перехода, доказывающая неизбежность падения рождаемости в обществе модерна. В основе применяемой в России политики материального стимулирования рождаемости лежит убеждение, будто детей, родившихся в бедных и неблагополучных семьях, можно будет потом «пропустить» через систему образования и получить квалифицированных работников. Поэтому система материального стимулирования рождаемости построена так, что, в соответствии с законом убывающей предельной полезности, создает более сильные стимулы для более бедных семей и потому объективно направлена на рост рождаемости в первую очередь в бедных слоях, слабо влияя на семьи среднего класса. Между тем современные теории социального капитала и сигналов на рынке труда доказывают ограниченные возможности школ и вузов играть роль социальных лифтов. Предлагается отказаться от политики стимулирования рождаемости по принципу «числом поболее, ценою подешевле» и перейти к политике стимулирования рождаемости главным образом в семьях среднего класса по принципу «лучше меньше, да лучше». Тем самым ориентация на естественный прирост населения заменяется ориентацией на рост национального человеческого капитала.

Ключевые слова:

семейные домохозяйства государственное регулирование демографическая политика демографический переход бедность средний класс человеческий капитал family households state regulation demographic policy demographic transition poverty middle class human capital

Рубрики:

Смежные дисциплины
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: