Доклад М.К.Горшкова. «Уроки возрождения отечественной социологии и ее развитие в постсоветский период»

Доклад М.К.Горшкова. «Уроки возрождения отечественной социологии и ее развитие в постсоветский период»

26 марта 2008 г. 
М.К. Горшков,
член-корреспондент РАН

 

Юбилейная сессия ИС РАН и ИСПИ РАН 
Уроки возрождения отечественной социологии и ее развитие в постсоветский период.

Уважаемые коллеги!

В докладе академика Осипова Г.В. дан обстоятельный анализ истории становления и развития отечественной социологической науки, показано через какую острую борьбу и конфликты она пробивала себе дорогу в жизнь, завоевала научный авторитет и влияние в системе управления государством и обществом. Без преувеличения можно сказать: вряд ли какая из отраслей общественного знания испытала на себе подобные «хождения по мукам», особенно в послевоенный период, когда решалась задача возрождения и утверждения лучших достижений и традиций отечественной социологии, ее конституирования в качестве самостоятельной науки.­

Но как свидетельствует жизненный опыт, и не только в науке, трудности побуждают к их всестороннему осмыслению, извлечению из них полезных уроков. Такие, на мой взгляд, уроки, прошедшие через судьбы (порой, изломанные) наших старших учителей – могут и должны извлечь все поколения социологов, в особенности, нынешнего и будущего поколений.

Урок первый. Становление, распространение и устойчивое положение соответствующей области знания, в основе своей, обеспечивается наличием главенствующего условия – высокого профессионализма кадров этой области знания, их готовностью «не поступаться принципами», умением отстаивать правоту (или, по крайней мере, правомерность своих научных взглядов). И то, что мы имеем сегодня возможность с чувством научного и гражданского достоинства отмечать наши социологические юбилеи в стенах РАН, свидетельствует о том, что отечественная социология в самые сложные моменты своего становления имела именно такую плеяду кадров.

Урок второй. Наиболее эффективная модель функционирования научного (и уж тем более социологического) коллектива основывается на ключевом принципе – «слияние опыта и молодости». Это позволяет социологической науке развиваться не революционным путем, напрочь отметающим прежнее, а через механизм преемственности знаний.

К сожалению, по разным причинам, не удалось в полной мере на всех этапах развития социологии, обеспечить действие данного принципа. В результате получился разрыв между поколением социологов-шестидесятников и социологов-восьмидесятников. Практически промежуточное поколение реальных и потенциальных социологов осталось полубезхозным, без необходимого научного наставничества, что сегодня выливается и в дефицит профессиональных социологических кадров, и в снижение методологической и методической культуры социологических исследований.

Урок третий. Социология должна уметь работать с властью, не ошарашивать ее на каждом шагу своими оценками и выводами, а последовательно и доказательно убеждать в полезности для власти социологического участия в делах государственных. Но и власть, со своей стороны, должна уважительно и терпимо относиться к любой в т.ч. к «строптивой» социологии, которая иначе, чем другие (и сама власть) оценивают положение дел в обществе.

Годы, стоящие за нашими юбилеями показывают: изначально социология явилась одним из языков власти, а потому неотделима от политического процесса. Признаемся, случалось так, что социология выступала служанкой власти. Но никогда не было и не будет, чтобы власть становилась служанкой социологии. Отсюда выверенный практикой вывод: отношения между социологией и властью должны строиться на принципах партнерства и толерантности.

Что это означает? Означает следующее: социология помогает власти осуществлять властные функции, повышать культуру и эффективность государственного управления. Власть, в свою очередь, через различные формы государственной поддержки, обеспечивает свободу научного творчества, использует результаты социологической деятельности для более адекватного выражения в своей политике общенациональных интересов, для более уверенного выбора стратегии развития страны.

Стоят ли за этим от социологии какие-то особые сравнительно с другими науками пожелания к власти? Да, в общем, нет. Но все же, если честно, рассчитывать на некое привилегированное отношение к пониманию и оценке социологического труда, хотелось бы. Ведь не каждая из общественных наук так близко соприкасается с повседневной жизнью людей и может выявлять и осмысливать то, мимо чего, порой, проходит взгляд и самой власти.

Урок четвертый. Выстраивание оптимальных отношений социологии с властью неразрывно связано с регулярным диалогом социологии с обществом. Здесь можно было бы употребить для социологической науки такую формулу: «От заинтересованных и деловых отношений с властью к свободному и откровенному диалогу с обществом». Чтобы обеспечить это, необходимо сделать социологию как можно более открытой и публичной наукой, наукой, разговаривающей с обществом. И на первых местах диалога с обществом должны значиться не рейтинги партий и политиков, а состояние дел в обществе, реальное материальное положение и социальное самочувствие населения.

Все дело в том, как показывают наши исследования, граждане современной России далеко не всегда доверяют политическим декларациям. Социологам сегодня веры больше, хотя бы потому, что они оперируют цифрами, взятыми из реальной жизни, а не лозунгами, домыслами и несбыточными обещаниями. Профессиональная публичная социология называет вещи своими именами и имеет полное право именоваться «социологией реальностей». А потому она и становится тем зеркалом, в которое общество привыкает смотреться каждый день, то, радуясь, то удручаясь своему отображению. Надо признать, что из новых повседневных привычек – это далеко не самая худшая, более того, формирующая так необходимую культуру социологического, а именно, конкретно восприимчивого аналитического мышления общества.

В целом же, урок четвертый говорит о том, что социологии в современных условиях для повышения своей научной роли и общественной значимости необходим регулярный качественный пиар в самом лучшем понимании данного термина. По этому поводу в научном мире немало споров. Одна позиция такая: я ученый-теоретик, занимаюсь фундаментальной наукой и не мое дело представлять обществу в разных популярных и распространенных формах результаты своей научной деятельности. Другие (и я с ними согласен), на это отвечают так: «Современная наука, в особенности социальная, несет в себе не только научную, но и очень важную общественную, гражданскую функцию, функцию просвещенческую, осуществление которой помогает обществу лучше и полнее понимать самое себя и на основе этого понимания себя совершенствовать». В данном смысле я согласен с теми, кто утверждает: «Если вас нет на телевидении, если вас нет на радиостанциях, на страницах журналов и газет, в Интернете, то вас вообще нет!».

К этому следует добавить еще одно: социология, являясь наукой об обществе, в своем качественном публичном выражении становится наукой для общества.

Урок пятый. Многих проблем в истории возрождения и становления социологической науки можно было избежать, какие-то смягчить, сгладить, если бы формирующееся в стране социологическое сообщество отличалось большей сплоченностью. Под сплоченностью понимается не единомыслие, а умение и желание различать в своей профессиональной деятельности личный научный интерес и решение общих задач повышения престижа социологической науки в обществе и во властных структурах.

Безусловно, отрадный факт, что на всех этапах развития отечественной социологии, в особенности, в нынешний период, ее отличает многообразие научных школ, приверженность социологов разным теоретическим концепциям и взглядам, методическим подходам. Печально другое, когда различия в научных позициях становятся причиной личного неприятия оппонента, что в конечном счете оборачивается разобщенностью профессиональных связей, слабостью корпоративного научного духа. Особенно неприемлемо, когда «выяснение личных отношений» и «большей-меньшей правоты» происходит не в ходе дискуссий на семинарах и конференциях, а через масс-медиа, в которых эмоциональное явно доминирует над рациональным. В этой связи рискну предложить следующую формулу: «Плюрализм, многообразие в отстаивании социологических взглядов и концепций в сочетании с внутрикорпоративным единством в понимании значимости и роли своей профессиональной и гражданской миссии в обществе – это и есть научное кредо современного социолога».

Урок шестой. При всей автономности социологического знания оно не может развиваться и обновляться в обособленном режиме. Данный процесс может осуществляться только при взаимодействии социологии и политики, социологии и культуры, социологии и реальной экономики. Без такого взаимодействия не происходит движение социологической мысли. Социология является тем ресурсом изменений в общественной жизни и общественных институтов, который сосредотачивает в себе способы рационального осмысления социальных проблем. А это означает, что социология есть ничто иное, как форма самопознания общества.

Однако сами эти формы самопознания могут существенно меняться в ходе реформ, модернизаций и трансформаций, переживаемых самим обществом. Вступление в каждый новый этап развития означает необходимость нового взгляда общества на самое себя. А это значит, что социологическое мышление приобретает новые параметры в своем собственном содержании. Достаточно сослаться на то, что современное понимание социологии включает в себя не столько представление об обществе, сколько представление о социуме, представление о проблемах построения личностного мира, не сводимого к групповым или институциональным основаниям.

продолжение >>



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)