Семинар Центра социологии образования, науки и культуры

Семинар Центра социологии образования, науки и культуры



31 октября 2012 г. состоялся научно-методический семинар Центра Социологии образования, науки и культуры. С докладом «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения современных подростков» выступила Т.З. Адамьянц.

Сообщение было посвящено результатам одного из этапов проекта РФФИ «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме», где в центре внимания оказались подростки (14-17 лет). При опросе использовалась многоуровневая анкета, включающая несколько комплексов вопросов: во-первых, паспортную часть для прослеживания социально-демографических характеристик; во-вторых, группу открытых вопросов с просьбами об интерпретировании любимых в детстве сказок, любых понравившихся и повлиявших на мировидение произведений (анализ этой группы вопросов позволяет выявить уровень развития коммуникативных навыков, или принадлежность к той или иной социоментальной группе); в-третьих, социологические и социально-психологические вопросы и тесты, позволяющие получить представление о значимых характеристиках «картин мира» респондентов; в-четвертых, вопросы с элементами социометрии. Все полученные результаты обработки первого, третьего и четвертого комплексов вопросов сопоставлялись с ключевыми, принципиально важными для настоящего исследования результатами анализа второго комплекса вопросов (уровнем развития коммуникативных навыков, или принадлежностью к той или иной социоментальной группе), что позволило обнаружить закономерности в реакциях и поведении изучаемых групп. Представление об особенностях взаимодействий в учебных коллективах, привлеченных к опросу, составлялось на основе оценок работающих здесь преподавателей.

Анализ полученных результатов позволил зафиксировать взаимосвязь (на уровне тенденций) между уровнем развития коммуникативных навыков и вектором социальной и гуманитарной направленности «картин мира» личности; исследовательские данные фиксируют явные преимущества группы адекватного восприятия, причем по всем анализируемым параметрам (представления о желаемом и нежелательном; данные о комплексе эмоциональных ощущений в результате взаимодействий с «миром вокруг»; особенности реагирования и поведения при конфликтных ситуациях в учебных коллективах; реальные успехи в получении знаний и навыков; интегральная характеристика уровня социокультурных интересов и т.д.).

Зафиксирована также взаимосвязь между качеством процессов самоорганизации в учебных коллективах (на основании оценок педагогов) и параметрами представителей социоментальных групп в них, а также между социоментальными особенностями их формальных и неформальных лидеров.

В обсуждении доклада приняли участие Д.Л. Константиновский, И.А. Халий, И.А. Шмерлина, Н.П. Гришаева, Е.И. Пронина, Г.А. Чередниченко и др. Обсуждались следующие вопросы: степень репрезентативности полученных данных; возможность распространения полученных данных на процессы самоорганизации и самоопределения подростков в социуме. Большое количество вопросов было связано также с процедурой метода мотивационно-целевого анализа, позволяющего дифференциацию по социоментальным характеристикам (уровню развития коммуникативных навыков).


к списку



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)