Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса

Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса



Бочаров В.Ю.
Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186.
ISSN 2658-3712
DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186
EDN: CYBNNR
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48182333

Размещена на сайте: 23.06.22

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://vcot.info/assets/img/magazine/issues/2022/46.pdf (дата обращения 23.06.2022)



Ссылка при цитировании:

Бочаров В.Ю. Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186.
DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186
EDN: CYBNNR

Аннотация

Объект исследования - смещение теоретических акцентов основного фокуса анализа с рассмотрения целостной системы трудовых отношений в сфере промышленного производства к анализу «деформированных» трудовых отношений в сфере клиентского сервиса, произошедшее в последнее десятилетие. Рассматривается тезис о перспективности обращения к новому междисциплинарному подходу, синтезирующему положения неомарксистского (конфликтного) и культурального подходов при анализе трудовых отношений в организациях сферы клиентского сервиса. Цель данной работы - рассмотреть специфику содержания трудовых отношений в сфере клиентского сервиса, опираясь на выполненные с участием автора эмпирические исследования в рамках проекта «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса в современной России» в 2018-2021 гг. Автор использует общенаучные и специальные методы исследования, в том числе социологический анализ количественных (массовый анкетный опрос) и качественных (фокус-групповое и биографическое интервью) данных. Полученные в организациях клиентского сервиса данные позволяют сделать выводы о неформальном характер трудовых отношений, отсутствии профсоюзов, коллективных переговоров и солидарности среди работников сферы услуг, практиках ненормированного режима рабочего дня обусловленных наличием или отсутствием клиентов и жестком контроле эмоций и трудовых операций рабочего персонала со стороны работодателя. С началом периода пандемии в 2020 г. для рабочей молодежи занятой в организациях клиентского сервиса существенно возросли риски связанные с их увольнением, отправкой в неоплачиваемый отпуск, работой в режиме сокращенного дня и др. Результаты исследования могут быть востребованы органами государственного управления для разработки социально-экономической программы поддержки занятости и эффективного использования трудовых ресурсов сферы клиентского сервиса.

Ключевые слова:

трудовые отношения новый рабочий класс рабочая молодежь сфера клиентского сервиса пандемия labor relations new working class working youth customer service pandemic

Рубрики:

Социология труда
Экономическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)