Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах ...

Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах ...



Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В.
Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187–214.
ISSN 1814-9545
DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214

Размещена на сайте: 25.03.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187–214.
DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214

Аннотация

На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессионального образования такими отраслями являются медицина, нефтегазодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлургия, электротехника и связь, педагогика, сфера услуг, архитектура и строительство. В высшем образовании активнее всего реализуют программы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехнические вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования. В образовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая переработка, медицина, электротехника и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических образовательных организациях успешные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эффективной оказывается узкая профессионализация программ, взаимодействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-инструментов продвижения услуг относительно невелика. В крупных государственных универ­ситетах, несмотря на большую чис­ленность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существен­ного вклада в финансовую устойчи­вость: составляет не более 5% обще­го бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего об­разования (в региональных филиа­лах и негосударственных учреждени­ях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус уни­верситета является определяющим в привлечении слушателей. Изуче­ние стратегий образовательных ор­ганизаций высшего образования по­казывает, что недостаточное внима­ние к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промыш­ленности, связано с отсутствием по­казателей по данному виду услуг в со­ставе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к инте­грации программ ДПО и высшего об­разования.

Ключевые слова:

обучение взрослых дополнительное профессиональное образование университеты учреждения среднего профессионального образования успешные образовательные стратегии adult education and learning continuing education university vocational school successful strategies in education

Оглавление

Рубрики:

Региональная социология
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)