Язык в политико-географическом учении В.И. Ламанского



Малинов А.В.
Язык в политико-географическом учении В.И. Ламанского // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. № 2. С. 104–123.
ISSN 2658-5413
DOI 10.17323/2658-5413-2019-2-2-104-123

Размещена на сайте: 09.12.19

Текст статьи на сайте журнала URL: https://phillet.hse.ru/article/view/9989/10885 (дата обращения 09.12.2019)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Малинов А.В. Язык в политико-географическом учении В.И. Ламанского // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. № 2. С. 104–123.

Аннотация

В статье рассматривается учение о языке крупнейшего отечественного слависта второй половины XIX в. академика Владимира Ивановича Ла- манского (1833–1914). Показано, что его концепция языка тесно связана со славянофильской философией и развивает принципы как славянофильской историософии, так и славянофильской философии языка. Отмечается, что Ламанский интегрировал учение о языке в свою политико-географическую концепцию (учение о трех цивилизационных мирах), в которой развитому литературному языку отводилась основная роль в формировании самобыт- ных культур. Ламанский доказывал, что только русский язык может высту- пить объединяющим началом для народов греко-славянского мира. Славяне и другие народы греко-славянского мира должны принять его в качестве об- щего литературного, научного и дипломатического языка, иначе они будут ассимилированы более успешными в политическом и языковом отношении нациями. Согласно Ламанскому, наступает время, когда на смену борьбы государств приходит соперничество всемирно-исторических языков. Сла- вяне, приняв русский язык, не только могут развивать свою культуру, но и, сделав русский язык всемирным, будут способны успешно конкурировать с другими народами. Приводятся мнения Ламанского о перспективах евро- пейских языков, из которых удержать первенство может только английский язык. В статье рассматривается учение о языке крупнейшего отечественногослависта второй половины XIX в. академика Владимира Ивановича Ла-манского (1833–1914). Показано, что его концепция языка тесно связана сославянофильской философией и развивает принципы как славянофильскойисториософии, так и славянофильской философии языка. Отмечается, чтоЛаманский интегрировал учение о языке в свою политико-географическуюконцепцию (учение о трех цивилизационных мирах), в которой развитомулитературному языку отводилась основная роль в формировании самобыт-ных культур. Ламанский доказывал, что только русский язык может высту-пить объединяющим началом для народов греко-славянского мира. Славянеи другие народы греко-славянского мира должны принять его в качестве об-щего литературного, научного и дипломатического языка, иначе они будутассимилированы более успешными в политическом и языковом отношениинациями. Согласно Ламанскому, наступает время, когда на смену борьбыгосударств приходит соперничество всемирно-исторических языков. Сла-вяне, приняв русский язык, не только могут развивать свою культуру, но и,сделав русский язык всемирным, будут способны успешно конкурироватьс другими народами. Приводятся мнения Ламанского о перспективах евро-пейских языков, из которых удержать первенство может только английскийязык.

Ключевые слова:

ламанский язык геополитика славянофильство панславизм философия истории цивилизация lamansky language geopolitics slavophilism panslavism philosophy of history civilization

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)