Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент

Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент



Хоткина З.А., Менжун В., Александрова О.А., Бурдастова Ю.В., Ненахова Ю.С., Виноградова К.В.
Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 321—341. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1645.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1645
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44003843

Размещена на сайте: 27.10.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1645 (дата обращения 27.10.2020)



Ссылка при цитировании:

Хоткина З.А., Менжун В., Александрова О.А., Бурдастова Ю.В., Ненахова Ю.С., Виноградова К.В. Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 321—341. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1645.
DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1645

Аннотация

Феминизация занятости в медиасфере произошла относительно недавно, и теперь в этой отрасли работают преимущественно женщины. Исследование, результаты которого представлены в статье, было задумано и реализовано как сравнительное и  проводилось по  единой методике в России, Армении и Молдове, что позволило выявить и проанализировать общее и  особенное как в  развитии массмедиа этих стран, так и в положении занятых в отрасли женщин и мужчин. В качестве методов исследования использовались (1) массовый анкетный опрос работников медиаотрасли, занимающих руководящие и творческие должности (N=625), (2) глубинные структурированные интервью с экспертами (N=11), имеющими опыт работы в СМИ в качестве профессиональных журналистов, главных редакторов, руководителей журналистских ассоциаций, собственников и  учредителей интернет-изданий, (3) анализ документов — информации, представленной в «Атласе муниципальной прессы Российской Федерации», на интернет-сайтах СМИ и данных исследований, проведенных по аналогичной тематике другими авторами. Исследование позволило подтвердить наличие феминизации массмедиа и  выявить обусловившие его факторы, а также обнаружить ряд проблем, касающихся гендерного неравенства в  оплате труда, оформлении трудоустройства, возможности занимать руководящие должности, выбирать тематику публикаций и др. Несмотря на наличие дискриминационных практик в отношении женщин, на вопрос о существовании гендерной дискриминации в медиаиндустрии большинство опрошенных работников СМИ ответили отрицательно. В определенной мере это объясняется тем, что достаточно большое число журналистов воспринимают гендерную сегрегацию скорее как норму, нежели как нарушение социальных и трудовых прав.

Ключевые слова:

медиаиндустрия занятость гендерные разрывы4 гендерная дискриминация гендерные стереотипы media industry employment gender gaps gender discrimination gender stereotypes

Рубрики:

Гендерная социология
Социология труда



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)