Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии



Подъячев К.В., Халий И.А.
Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 263—276. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276
ISSN 2313-2272
DOI 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42952330

Размещена на сайте: 13.11.20

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Подъячев К.В., Халий И.А. Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 263—276. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276

Аннотация

Данная статья подготовлена по итогам исследования, выполненного при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31272 «Молодёжь в политике развития: агент или актор?». Она посвящена анализу документа «Основы государственной молодёжной политики» и её реализации в регионах России. Анализ документа позволил показать, что он не является ни политическим концептом, ни комплексом эффективных мер управления. Во второй части статьи представлен анализ активности государственных структур в сфере молодёжной политики на интернет-ресурсах – официальных сайтах региональных администраций и в социальной сети «ВКонтакте». Показано, что сайты не несут в себе оперативной информации, а социальные сети, наоборот, оказались весьма эффективным инструментом. В третьей части статьи представлен анализ восприятия молодёжной политики непосредственно в регионах и локальных сообществах. Основой анализа послужили проведённые авторами полевые исследования. Они проводились 2018–19 гг. в семи субъектах Российской Федерации – Тверской, Курской, Псковской, Астраханской, Ростовской, Московской, областях и Республике Карелия. Основные методы сбора данных – глубинное интервью и фокус-группа. Всего 43 глубинных интервью. Проведено 26 фокус-групп по 8-10 человек в каждой. Респондентами были: представители областных и муниципальных администраций, в том числе подразделений, отвечающих за работу с молодежью; представители местных предприятий – промышленных, торговых, гостиничных и пр.; организаций здравоохранения и образования, учреждений культуры и сами представители различных молодежных групп. Проведены и фокус-группы с представителями собственно молодёжи: три со студентами вузов и три с учащимися средних специальных учебных заведений (колледжей, ПТУ). В статье показана ущербность концепции «двух полюсов» в молодёжной политике, когда государственное внимание направлено на поддержку талантливой молодёжи и помощь наиболее уязвимым слоям: сиротам, детям из социально неблагополучных семей и т.п. По мнению авторов, такой подход полностью исключает из политики и публичного дискурса «средних», т.е. большую часть молодёжи. А они нуждаются не столько в финансовой поддержке, сколько в ощущении своей востребованности, причастности к судьбе страны, но сегодня этого не наблюдается. Пока заметна лишь «форумная кампания», в которой молодёжь с удовольствием участвует, но это не сможет усилить её значение в обществе. Общий вывод: говорить о наличии системной молодёжной политики в России сегодня преждевременно. Существующая концепция нуждается в глубокой переработке.

Ключевые слова:

социология россия молодёжь государственная молодёжная политика форумная кампания реализация молодёжной политики регионы локальные сообщества патриотическое воспитание развитие участие russian youth state youth policy forum campaign regions local communities patriotic education

Рубрики:

Социология поколений
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: