
Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений
Колесникова Е.М., Куденко И.А.
Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 239-252.
DOI 10.22363/2313-2272-2021-21-2-239-252
ISSN 2313-2272
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322206
Размещена на сайте: 30.06.21
Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/26814 (дата обращения 30.06.2021)
Моя книжная полка
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-239-252
Kolesnikova E.M., Kudenko I.A. Schoolchildren about STEM professions: general and gender features of ideas. RUDN Journal of Sociology. 2021. Vol. 21. No. 2. PP. 239-252.
Аннотация
Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек — учащихся школы — на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно
Ключевые слова:
социология профессий инженер воспроизводство инженерных кадров stem школа профориентация выбор профессии гендерные стереотипы sociology of professions engineer reproduction of engineering personnel school career guidance career choice gender stereotypesРубрики:
Социология профессий и профессиональных группСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Иванова Е. Ю.
Ранняя профориентация как инновационная форма опережающего самоопределения дошкольников в модернизирующемся обществе // Primo Aspectu. 2019. № 1. C. 104-109. - Колесникова Е. М.
Педагогические династии как ресурс социальной стабильности // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2017. С. 249-253 - Инженерные династии России: монография / научн. ред. В.А. Мансуров – М.: РОС, 2017. – 331 с. 1 CD ROM
- Антонов Ю. Е.
Инженерные династии: перспективы культурной преемственности // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С. 63-66. - Колесникова Е. М.
Здоровье воспитателей детских садов и учителей общего образования как значимое составляющее условий и специфики труда // Здоровье как ресурс: V. 2.0 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. –Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 274-277.
© 1998-2022. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)