Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области)

Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области)



Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Алешин В.В.
Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024
ISSN 1026-955X
DOI: 10.20339/AM.08-21.024
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46499799

Размещена на сайте: 13.08.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Алешин В.В. Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024
DOI: 10.20339/AM.08-21.024

Аннотация

В статье проанализированы причины и особенности учебной миграции из и в Ярославской области. Установлено, что большая часть абитуриентов из малых и средних городов стремится поступить в вузы, расположенные в крупном городе, областном центре - Ярославле. При этом выявлено, что абитуриенты из семей, которые относятся к слаборесурсным, пытаются поступить на бюджетную форму обучения в вузы своего города. Абитуриенты из среднересурсных семей пытаются поступить в вузы более инфраструктурно развитого города. Абитуриенты из сильноресурсных семей стремятся поступить в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, либо в учебные заведения Европы, США, Китая. Авторами установлено, что выпускники средних общеобразовательных школ ориентируются на ресурсы своих родителей и планируют свою образовательную и профессиональную стратегию, исходя из реальных возможностей семьи, а не своих желаний. Выявлено, что чем больше ресурсов у семьи, тем больше дети ориентируются на мнение родителей. Как видно из серии глубинных интервью, родители планируют образовательную и профессиональную траекторию своих детей также в соответствии с имеющимися в их распоряжении ресурсами. При этом некоторые родители, следуя традициям и обычаям своего народа, выбирают профессиональное будущее своих детей, ориентируясь на распространенные гендерные стереотипы относительно предпочтительного для мужчин и женщин рода занятий. Коронавирусная инфекция внесла существенные коррективы в планы семей с абитуриентами, которые относятся к низкоресурсным и среднересурсным семьям. Абитуриенты предпочитают в ближайшей перспективе отказаться от поступления в вузы, если не смогут поступить на бюджетную форму обучения. Авторами предлагаются меры, направленные на сохранение в регионе наиболее способной части молодежи и привлечение молодых людей из других субъектов Российской Федерации.

 

Ключевые слова:

человеческие ресурсы вузы учебная миграция выпускники школ абитуриенты образовательные стратегии human resourses universities student migration school leavers applicants educational strategies

Оглавление

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)