Институт социологии
Российской академии наук

Или—или! О пропаганде дихотомического мышления

Или—или! О пропаганде дихотомического мышления

Яницкий О.Н.

«Эхо Москвы»: быстрота реакции, профессионализм, разнообразие тем и точек зрения. Всё было бы прекрасно, если бы не один момент, который меня как социолога сильно напрягает. По «Эху» (но и по многим другим радиостанциям тоже) по нескольку раз в день проводится голосование их слушателей. Все понимают, включая самих идеологов этого типа вещания, что такое голосование не репрезентативно – это лишь мгновенный и часто случайный срез общественного мнения постоянно меняющейся аудитории данной вещательной корпорации. Тем более что ведущие подобных блиц-опросов часто формулируют свои вопросы слушателям буквально «на ходу», причем смысл первоначальной постановки вопроса может сильно изменяться.

Но всё же не это меня смущает. Смущает построение этих блиц-опросов по жесткому дихотомическому принципу «Или—или». На «Эхе» и других каналах радиовещания исправно работает эта «машина голосования», вдалбливая своим слушателям мнение, что «третьего не дано». Даже наши властные структуры при всей их закрытости в ходе принятия решений вынуждены рассматривать варианты возможных решений. Я уже не говорю о многочисленных общественных слушаниях, где сталкиваются десятки точек зрения. Худо-бедно, но и здесь, и там процесс выработки решения построен по принципу диалога  или, по крайней мере, имитирует его.

Это вопрос не технологический, а мировоззренческий. Чем больше мир будет жить по принципу диалогичности (многоголосия, по М. Бахтину), тем меньше будет неразрешимых конфликтов, тем больше шансов для достижения компромисса и согласия. Недаром в наш политический обиход всё больше входит понятие «дорожная карта», то есть выработка последовательности шагов для достижения согласия.

Зачем же постоянно, изо дня в день, навязывать нашим радиослушателям дихотомический принцип мышления, когда жизнь требует противоположного: разнообразия точек зрения и выработки в процессе диалога компромиссного решения. Как это сделать? – Это уже проблема идеологов и политтехнологов радиовещания. Но она вполне решаема, если немножко подумать.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: