Институт социологии
Российской академии наук

К понятию «социальная группа»

В современных общественных науках отсутствует единое, неоспариваемое определение социальной группы, которое можно было бы использовать в юридической практике. Социальными по своей природе признаются такие большие группы как класс, этническая группа, профессиональное сообщество или малые агрегаты такие как клика (небольшая группа, объединенная единым интересом), группа сверстников, связанных между собой дружескими отношениями, группа выпускников одного учебного заведения, сохраняющие дружеские связи и прибегающие в случае необходимости к помощи друг друга. Разнообразие в использовании понятия группа отражено в полной мере в тех определениях, которые дают ей авторитетные словари и энциклопедии. В Социологической энциклопедии, вышедшей в 2003 году в Издательстве «Мысль», предложено считать, что группа (без прилагательного «социальная») – это «ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.»[1] По мнению авторов статьи самые распространенные классификации группы: 1) по размеру, 2) по общественному статусу (формальные-неформальные, 3) по непосредственности взаимосвязей  (группы реальные и условные), 4) по уровню развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы), 5) по значимости (группы референтные и группы членств). На основании данного определения можно заключать, что четких общепринятых формальных границ социальной группы не существует. Определение социальной группы в значительной степени зависит от тех исследовательских задач, который ставит перед собой социолог, от концептуальных, теоретических оснований, который лежат в основании его проекта. Если в общественных науках подобная свобода выбора приветствуется и рассматривается как важное условие успеха проводимого исследования, то в контексте права подобная свобода чревата произволом, возможностью назвать «социальной группой» любой агрегат или социальный коллектив, любое скопление людей.

В определении, которое дается в переводном социологическом словаре под редакцией Н.Аберкромби, С Хилл и Б.Тернер, вышедшем в Издательстве «Экономика» в 2004 году, также подчеркивается множественность определений социальной группы: «Социальные группы  - это коллективы индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения».[2]  Далее в словарной статье приводится классификация групп, построенная американским социологом Чарльзом Кули  в начале прошлого века. Кули делил социальные группы на первичные (небольшие коллективы, для которых характерно непосредственное взаимодействие между членами) и вторичные (больше по размерам). Некоторые из вторичных групп, полагал Кули, следует рассматривать уже не столько как группы,  сколько как «ассоциации» (например, профсоюзы).

В Кратком социологическом словаре, вышедшем в авторитетном издательстве Sage само определение начинается с оговорки: для того, чтобы прояснить пояние, необходимо его «сузить». В этом «узком» понимании группа – это «некоторое число индивидов, связанных отношениями формального и неформального членства, имеющих общую идентичность, включенных в систему устойчивых взаимодействий друг с другом. Акцентируя реальные взаимодействия две последние характеристики позволяют отличить реальную группу от агрегатов или социальных категорий, состоящих из индивидов, не имеющих реальной связи друг с другом, таких как «мужчины» или «молодые врачи» В обыденной, ненаучной практике, оговариваются авторы,  под группой понимают любой коллектив (реальный или абстрактный»)[3]. В Оксфордском словаре под редакцией Гордона Маршалла понятие социальная группа представлено в нескольких значениях – как первичная группа (которой может, к примеру, быть семья), референтная группа (группа, с которой индивид соотносит себя и свою жизненную перспективу), группа сверстников (молодежная социальная группа, облегчающие вхождение подростков в систему «взрослых социальных отношений», группа-«пария» (группа, основой сплочения которой становится ее стигматизация в обществе).[4] В определении социальной группы подчеркиваются следующие ее характеристики -  «чувство единства», устойчивость взаимоотношений. Последний критерий необходим, полагают авторы словаря, для того, чтобы отличить реальную группу от «статистической», существующей только как теоретический конструкт, используемый в исследованиях. К таким мнимым группам относятся, например, молодые управленцы или жители пригородных районов. Иногда, считают авторы, к социальной группе можно причислить даже тех, кто не находится в системе устойчивых взаимоотношений, но при этом имеет «чувство единства», однако в некоторых случаях социальная группа может не обладать и этой характеристикой, но, как в марксисткой теории, иметь потенциал объединения и совместной политической активности. И в этом случае можно констатировать широкий разброс значений, которые приписываются термину. Любой устойчивый агрегат может претендовать на статус группы, если того требуют теоретические посылы проводимого исследования.  

В научной, социологической практике власть рассматривается, во-первых, как система доминирования и подчинения, проявленная в разных формах, а, во-вторых, в метафорическом смысле,  как иерархия управления, обеспечивающая функционирование организации. Власть, взятая в подобной обобщенной трактовке, не может рассматриваться как социальная группа. В ней отсутствуют упомянутые характеристики, присутствующие в приводимых выше определениях – включенность в устойчивую структуру социальных отношений, общая идентичность, связанная с нахождением в одной социальной нише (власть иерархична и включает в себя разные уровни от высших федеральных, региональных, локальных, низших). Власть делится на разные ветви, имеющие в системе управления разный функционал, – исполнительную, законодательную, судебную. В общем расхожем смысле наличие власти приписывается любой организации или системе организаций, способных оказывать влияние. Так, например, «четвертой властью», помимо исполнительной, законодательной и судебной, именуются средства массовой информации, влияющие на общество. В настоящее время способность влиять на общество, то есть власть обнаруживают и современные средства коммуникации, например, Интернет. В Оксфордском словаре подчеркивается, что «власть – это понятие, лежащее в основе социальной стратификации»,  а также то, что  по его поводу не утихают ожесточенные споры. Один из наиболее современных подходов предлагает изучать  власть как совокупность институтов, - формальных и неформальных правил, которые регулируют процессы принятия решений. Анализ приводимых выше понятий позволяет сделать следующие выводы:

  1. В рамках подходов, бытующих в современных общественных науках, власть не может быть охарактеризована как «социальная группа». Лица, работающие во власти, имеют разный уровень включенности в процесс принятия решений, разную региональную принадлежность, разный экономический и символический статус. В большинстве случаев они никак не связаны друг с другом. Наличие у них общей идентичности не доказано.
  2. Существование неформальных групп во власти допускается современной общественной наукой и рассматривается как негативное явление, затрудняющее формализацию экономической и общественной жизни. Как правило, речь идет о группах, формируемых на основе неформальных интересов, нацеленных на получение незаконных преимуществ в системе распределения. Данное явление часто характеризуется как коррупция, приводящая к неравенству жизненных возможностей, нарушающая базовые принципы конституционного строя России.
  3. Критика власти, лиц, находящихся во власти, правил и норм, регулирующих властные отношения, является неотъемлемым конституционным правом российских граждан и не может оспариваться в судебном порядке.

[1] Социологическая энциклопедия. Т.1. М.Мысль. 2003.

[2] Аберкромби Н, Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М.Экономика.2004. С.101

[3] The Sage Dictionary of Sociology. L.Sage Publications. 2007.P.128

[4] A Dictionary of Sociology. Ed. by Gordon Marshall.  Oxford University Press. 1998.(Group, Social Group)



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: