Институт социологии
Российской академии наук

Учебники и учебные пособия

Здесь представлены учебники и учебные пособия, подготовленные сотрудниками Института социологии РАН.



  Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 520 стр.
Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А.

В настоящем учебном пособии впервые в российской практике комплексно представлены содержательные аспекты рекламы и связей с общественностью, а также других видов современных маркетинговых коммуникаций. Описываются направления деятельности, где специалист по PR и рекламе должен иметь навыки (компетенции)  для самостоятельного выполнения операций, а также сопряженные  сферы, где  профессиональный коммуникатор  формулирует заказ и контролирует его исполнение. За основу разделов книги взяты направления развития профессиональных компетенций, содержащиеся в утвержденных вариантах и проектных разработках Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама и связи с общественностью». В учебном пособии аккумулированы теоретические разработки, а также многочисленные примеры из современной российской, европейской, американской практики. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, прикладных специалистов, работающих в области рекламы и связей с общественностью, других видов маркетинговых коммуникаций.

подробнее...

  Учебник по социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 412-414.
Тихонов А.В.

Словарная статья об учебнике по социологии управления.

подробнее...

  Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. 2-е издание дополненное и переработанное. М. Издательство МГИМО-Университет, 2015. - 252 с.
Темницкий А.Л.

В учебном пособии рассматриваются все необходимые этапы проектирования, проведения и анализа данных социологического исследования. Комплексно увязываются лекционные материалы, практические задания и компьютерные занятия. Данная работа предназначена для студентов, преподавателей и практиков, всех интересующихся технологией проектирования, проведения и анализа данных и подготовки отчета по результатам социологического исследования. 

подробнее...

  Корпоративная культура. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 168 с.
Давыденко_ В.А., Воронов В.В., Черноморченко С.И.

Исследуются сущность понятия корпоративная культура, типология копроративных культур, рассматривается влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организаций. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по всем профиля направления Менеджмент.

подробнее...

  Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.
Кравченко С.А.

Автор в концентрированной форме излагает суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли, начиная от основания социологии Огюстом Контом и заканчивая эпохой конца «больших» теории, ассоциируемой с именем Толкота Парсонса. Особое внимание уделено тому, чтобы у читателя сложилось целостное представление о динамике социологической науки, обусловленной ускоряющимся, а главное усложняющимся развитием социума.

Изложение социологического знания осуществляется через призму сравнения не только теоретико-методологического инструментария, но и особенностей социологического мышления и социологического воображения рассматриваемых ученых,  что апеллирует к активной позиции студента, предполагает развитие творчески-критического отношения к социальному знанию. Практическая польза от подобной подачи материала заключается в ориентации читателей на  комплексное и одновременно избирательное использование различных теорий, их методологического инструментария, учит на этой основе принятию более гибких жизненных, политических и управленческих решений.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, кто интересуется проблемами развития социального знания, его валидности в контексте усложняющихся процессов социальной и культурной динамики.

подробнее...

  Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. - 636 с.
Кравченко С.А.

Данный Учебник является логическим продолжение первого тома. Автор в концентрированной форме излагает суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли, начиная от теории среднего уровня Роберта Мертона и заканчивая междисциплинарными поворотами в социологии, ассоциируемые с именами Дж. Урри, У. Бека, Дж. Александера. Особое внимание уделено тому, чтобы у читателя сложилось целостное представление о динамике социологической науки после Второй мировой войны вплоть до наших дней, теоретических разработках, совершенных уже в XXI веке.

Изложение социологического знания осуществляется через призму сравнения не только теоретико-методологического инструментария, но и особенностей социологического мышления и социологического воображения рассматриваемых ученых,  что апеллирует к активной позиции студента, предполагает развитие творчески-критического отношения к социальному знанию. Практическая польза от подобной подачи материала заключается в ориентации читателей на  комплексное и одновременно избирательное использование различных теорий, их методологического инструментария, учит на этой основе принятию более гибких жизненных, политических и управленческих решений.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, кто интересуется проблемами развития социального знания, его валидности в контексте усложняющихся процессов социальной и культурной динамики.

подробнее...

  Факторный анализ потребительских настроений в экономике. Учебное пособие. Издание второе дополненное и исправленное. Даугавпилс: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2014. 102 с.
Воронов В.В., Гришин А.А., Краско В.Д.

Математические методы и компьютерные технологии – необходимые инструменты деятельности современного специалиста, решающего актуальные задачи исследования в экономике, маркетинге, социологии, других социальных науках. Один из таких методов – факторный анализ – позволяет находить скрытые на поверхности явлений взаимосвязи, определяющие и направляющие функционирование, развитие исследуемых объектов социально-экономической действительности. Структура учебного пособия предусматривает изложение сущности и методики проведения факторного анализа, возможностей его практического применения, в том числе и на примере факторного анализа потребительских настроений в экономике, с использованием программы SPSS.

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке студентов, магистрантов по дисциплинам «Макроэкономика», «Маркетинг», «Социология», «Статистика», «Экономическая социология», а также докторантов экономического направления и всех тех, кто интересуется применением прикладных математических методов в современных социальных науках.

подробнее...

  Политическая социология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 623 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику социологии жизни, в основе анализа которой - политическое сознание и политическое поведение людей в условиях конкретной социально-экономической ситуации на основных его уровнях макро-, мезо- и микросреды. Через человека, его мировоззрение рассматриваются эволюция политической социологии, основные социальные институты - государство и его структурные элементы (парламент, местное самоуправление, бюрократия, элита, политический лоббизм и политическая оппозиция, а также армия как гарант стабильности) и гражданское общество (общественные объединения, политические партии, этнонациональные и молодежные организации и сообщества, средства массовой информации и мнение людей о международных отношениях). Также большое внимание уделено механизму реализации политических отношений через политические технологии и его конкретные формы -политические социализацию и идеологию, поведение людей в процессе избирательных кампаний, роль общественного мнения.

Для бакалавров, магистров и аспирантов вузов, преподавателей социальных дисциплин, а также читателей, интересующихся политической жизнью общества.

подробнее...

  Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с.
Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А.

Это третье издание учебника, включающее в себя полный комплекс учебно-методических материалов по социологии труда. Курс раскрывает принципиально новое прочтение теории и практики использования социальных резервов труда. Изложение материалов построено на объективной логике всестороннего раскрытия социального потенциала работника, когда по мере развития производства обращалось внимание на определенные аспекты человеческих возможностей и как это воплощалось в сфере труда. Социальные проблемы труда анализируются в единстве генезиса идей, их изменения и применения.

Учебник позволяет наиболее эффективно организовать изучение курса, поскольку теоретический материал дополнен практикумом, определяющим органическое сочетание широкого спектра лекционных тем с разнообразными формами практических занятий, апробированных в различных вузах.

Учебник рассчитан на широкий круг читателей. Он необходим студентам, аспирантам и преподавателям, а также полезен руководителям и специалистам предприятий, и организаций и учреждений различных уровней.

подробнее...

  Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э.

Что такое социологическое исследование? Как составить его программу и план проведения? Как сформировать выборочную модель исследуемого объекта? C помощью каких методов собирается социологическая информация? Как обработать первичную информацию на компьютере и провести анализ эмпирических данных методами математической статистики? Как обеспечить достоверность и репрезентативность социологических данных и какова их роль в социальном управлении?

Ответы на эти и другие вопросы дает предлагаемое учебное пособие, рассчитанное на студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология»
Учебное пособие построено в интерактивной форме, по принципу «игрового» взаимосочетания текста и подготовленных на его основе 300 задач, являющихся формально-логическим отображением ключевых принципов прикладной социологии как самостоятельной научной дисциплины и может стать важным подспорьем при проведении занятий. Кроме того, составляя в рамках курса прикладной социологии целостную и взаимосвязанную систему освоения учебной программы, задачник представляет собой эффективный инструмент самоконтроля при подготовке к экзамену.
 

В художественном оформления издания использованы картины художников:
В. Лаптев - серия картин «Рождение Земли»: «Восход», «День», «Закат», «Ночь»
В. Гусев - «Маски».
 

подробнее...

  Социология управления. Учебник. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.
Тощенко Ж.Т.

В учебнике осуществлен принципиально новый подход к изложению проблем социологии управления – в его основу положен алгоритм принятия управленческого решения, который начинается с постановки цели (предвидение, прогнозирование), затем реализуется в методах (планирование, проектирование, программирование) и завершается организационной работой (социальные технологии, в том числе социальный эксперимент, концептуальные требования по управлению организацией). Так как эта форма управления направлена на решение социальных проблем, отдельно выделяется и подробно анализируется процесс управления человеческими ресурсами (стиль управления, участие в управлении, побуждение к творчеству, социально-психологические отношения).

Во всех разделах учебника показано отличие социологии управления от социологии менеджмента, являющегося своеобразной «инструкцией», пособием для решения прикладных задач, в то время как социология управления нацелена на обобщающие, концептуальные принципы, необходимые для применения во всех без исключения организациях и вне зависимости от конкретных ситуаций.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей социологии, а также других (смежных) социальных дисциплин, для всех интересующихся социальными проблемами управления.

подробнее...

  История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - («концепции», «фундаментальный учебник»). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 308 с.

Издание посвящено развитию социологии в послекризисный период 1920-х до начала 1970-х годов. В рамках общего теоретико-стабилизационного фона, характеризующего данный период в развитии социологии, анализируются методологические теории Т. Парсонса, П. Сорокина, Р. Мертона, ведущих теоретиков чикагской школы. Авторы рассматривают возникновение и развитие основных школ интерпретативной социологии — символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Особое внимание уделяется становлению различных традиций социологического теоретизирования во Франции, Англии и Германии.
Книга предназначена для студентов и аспирантов гуманитарных вузов, для специалистов в области социального знания и всех интересующихся теоретико-методологическими основами социологии.

Авторский коллектив пятитомника:
Руководитель -  Давыдов Ю.Н.
Ответственные редакторы: Девятко И.Ф., Ковалева М.С., Фомина В.Н.
Авторы: Абрамов Р.Н., Баньковская С.П., Гофман А.Б., Девятко И.Ф., Зотов А.А., Ионин Л.Г., Ковалев А.Д., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Орлова Н.К., Сапов В.В., Филиппов А.Ф., Фомина В.Н., Шамшурин В.И., Шматко Н.А.

подробнее...

  История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - («концепции», «фундаментальный учебник»). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 354 с.

Учебное пособие посвящено развитию социологии в период нарастания и углубления первого общетеоретического кризиса социологической науки первой трети XX в., в качестве основных симптомов которого рассматриваются концепции социологического редукционизма, иррационализма и антинатурализма. В книге анализируются социологические концепции крупнейших западных ученых — В. Парето, В. Дильтея, М. Вебера, М. Шелера, В. Виндельбанда, а также русских мыслителей — П. Струве, П. Новгородцева, Н.А. Бердяева и др.
Книга предназначена для студентов и аспирантов высших гуманитарных учреждений, для читателей, специализирующихся в области социального знания или интересующихся социальной теорией.

Авторский коллектив пятитомника:
Руководитель -  Давыдов Ю.Н.
Ответственные редакторы: Девятко И.Ф., Ковалева М.С., Фомина В.Н.
Авторы: Абрамов Р.Н., Баньковская С.П., Гофман А.Б., Девятко И.Ф., Зотов А.А., Ионин Л.Г., Ковалев А.Д., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Орлова Н.К., Сапов В.В., Филиппов А.Ф., Фомина В.Н., Шамшурин В.И., Шматко Н.А.

подробнее...

  История теоретической социологии. Предыстория социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 274 с.

В книге впервые представлен систематический анализ предыстории социологической науки. Рассматриваются элементы социологического знания в античной и средневековой социальной философии (Платон и Аристотель); его эволюция от социальной утопии к философско-теоретическому толкованию общества; зарождение первых эмпирических социологических исследований, формирование первых программ науки об обществе.
Оригинальная философская концепция представляет историю теоретической социологии как чередование кризисных и стабилизационных эпох.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, обучающихся в гуманитарных вузах, специалистов в области социальных наук и широкого круга читателей, интересующихся научной социальной теорией.

Авторский коллектив пятитомника:
Руководитель -  Давыдов Ю.Н.
Ответственные редакторы: Девятко И.Ф., Ковалева М.С., Фомина В.Н.
Авторы: Абрамов Р.Н., Баньковская С.П., Гофман А.Б., Девятко И.Ф., Зотов А.А., Ионин Л.Г., Ковалев А.Д., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Орлова Н.К., Сапов В.В., Филиппов А.Ф., Фомина В.Н., Шамшурин В.И., Шматко Н.А.

подробнее...

  История теоретической социологии. Социология XIX века. От появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 370 с.

Учебное пособие охватывает период от формирования социологии как строгой научной дисциплины (анализ теоретико-методологических воззрений отцов-основателей социологии К.А. Сен-Симона, О. Конта и последующих теоретико-методологических программ К. Маркса, Г. Спенсера, Дж.С. Милля, Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса) до проявления начальных признаков первого социологического кризиса (кризисно-пессимистических концепций А. Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ф. Ницше). Рассматривается формирование западных социологических школ Франции, Англии, Германии и США, а также становление русской социологии (В.С. Соловьев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин).
Оригинальная философская концепция представляет историю теоретической социологии как чередование кризисных и стабилизационных эпох.
Адресовано как широкому кругу читателей, интересующихся развитием социального знания, так и студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов в качестве учебного пособия по истории социологии.

Авторский коллектив пятитомника:
Руководитель -  Давыдов Ю.Н.
Ответственные редакторы: Девятко И.Ф., Ковалева М.С., Фомина В.Н.
Авторы: Абрамов Р.Н., Баньковская С.П., Гофман А.Б., Девятко И.Ф., Зотов А.А., Ионин Л.Г., Ковалев А.Д., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Орлова Н.К., Сапов В.В., Филиппов А.Ф., Фомина В.Н., Шамшурин В.И., Шматко Н.А.

подробнее...

  История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`).- М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 526 с.

В учебном пособии рассматривается развитие социологической науки в период последней трети XX и начала XXI в. — период второго общесоциологического кризиса теоретического сознания и поисков новой стабилизационно-ориентированной социальной теории. Проводится анализ наиболее значимых направлений в социологии XX в. (неомарксистского, леворадикального, феноменологического и др.), социологических воззрений таких крупных мыслителей современности, как Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер, А. Шюц, Д. Белл, А. Турен, Н. Луман, П. Бурдье, М. Фуко, И. Уоллерстайн, Э. Гидденс и др. В заключение рассматриваются возможности и перспективы развития нового кризиса социологической теории.
Книга предназначена для студентов и аспирантов гуманитарных вузов, для специалистов в области социального знания и всех интересующихся теоретико-методологическими основами социологии.

Авторский коллектив пятитомника:
Руководитель -  Давыдов Ю.Н.
Ответственные редакторы: Девятко И.Ф., Ковалева М.С., Фомина В.Н.
Авторы: Абрамов Р.Н., Баньковская С.П., Гофман А.Б., Девятко И.Ф., Зотов А.А., Ионин Л.Г., Ковалев А.Д., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Орлова Н.К., Сапов В.В., Филиппов А.Ф., Фомина В.Н., Шамшурин В.И., Шматко Н.А.

подробнее...

  Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.: ил.
Волков Ю.Г.

Рассматриваются базисные понятия курса социологии. Примеры, разъясняющие теоретические положения, простота и доступность изложения обеспечивают легкость усвоения учебных тем. В основу положен многолетний опыт преподавания социологических дисциплин, а также обширные теоретические наработки автора. Некоторые материалы, почерпнутые из иностранных источников, впервые вводятся в отечественный научный оборот. Анализируются эмпирические социологические данные, полученные в ходе всероссийских социологических исследований. Учебник содержит контрольные вопросы, темы рефератов, тесты и глоссарий.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Социология».

подробнее...

  Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. — Изд. 3-е, перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
Дмитриев А.В.

Излагаются основные положения теории и практики конфликтологии. Представлены как традиционные, так и современные подходы к решению острых общественных и личных проблем человека. Рассматриваются при­чины, психология и динамика конфликтов и основные приемы их разреше­ния.

Для студентов и преподавателей вузов, а также исследователей и спе­циалистов, связанных с управлением социальными процессами.

подробнее...

  Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э.

Что такое социологическое исследование? Как составить его программу и план проведения? Как сформировать выборочную модель исследуемо­го объекта? С помощью каких методов собирается социологическая ин­формация? Как обработать первичную информацию на компьютере и про­вести анализ эмпирических данных методами математической статистики? Как обеспечить достоверность и репрезентативность социологических данных и какова их роль в социальном управлении? Ответы на эти и другие вопросы дает предлагаемое учебное пособие, рассчитанное на студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социоло­гия».

См. также электронное издание книги. В дополнение к учебному пособию разработан интерактивный сборник задач.

 Посмотреть демо-версию электронного издания

подробнее...

  Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. – 204 с.
Адамьянц Т.З.

Пособие представляет собой адаптированное изложение ключевых теоретических и практических аспектов семиосоциопсихологической концепции, разработанной в рамках российской академической науки выдающимся ученым Т.М. Дридзе. В самом определении этой концепции заключена ее суть: междисциплинарность, исследовательский поиск и возможности кругозора "на стыке наук".
В пособии предлагаются методы и подходы, знакомящие с комплексными социально-диагностическими и социально-проектными технологиями, направленными на совершенствование коммуникативных навыков людей, на реализацию задач социально ориентированного управления коммуникационными процессами.
Знакомство с предлагаемой в пособии семиосоциопсихологической концепцией развивает кругозор обучающихся, способствует углубленному пониманию коммуникационных процессов.
Книга снабжена иллюстративным материалом.

Для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации", преподавателей, а также для социологов, социальных психологов, культурологов, журналистов, педагогов и представителей других гуманитарных специальностей.

подробнее...

  Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с.

Издание реализует две цели: научно-познавательную и учебно-методическую. Даются описание и характеристика основополагающих понятий социологической науки, которые раскрывают ее содержание, назначение и функции и без знания которых невозможно представить полноценную деятельность социолога. Это руководство, как для практикующих социологов, так и для будущих специалистов, помогающее найти ответы на вопросы: какова созидательная ценность социологии, что должно стать основой повседневной и перспективной практической деятельности всех непосредственно занимающихся социологическими исследованиями, а также чему и как учить социолога. В конце книги приводится примерный план учебного курса «Основы социологии».

Для студентов, изучающих социологию, исследователей, профессионалов-практиков, в том числе интересующихся социологическими исследованиями и работающих в смежных областях экономического, политологического, культурологического, социально-психологического и исторического знания.

подробнее...

  Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.

В учебном пособии рассматриваются особенности использования в полевом исследовании графических методов, включенного и видеонаблюдения, интервью, проективных методик, их комбинации процедуры обработки количественных и качественных данных. Пособие подготовлено на основе обобщения опыта участия студентов и аспирантов социологического факультета ГУГН в исследовательской работе научных сотрудников Института социологии РАН.

Пособие подготовлено в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.3.2116 «Россия в глобальном мире: воздействие западных институциональных и социокультурных образцов на социальные процессы в России», руководитель проекта — проф. В.А. Ядов

подробнее...

  Математико-статистические модели в социологии/ 2-е изд. Серия «Учебники ВШЭ». - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 244 с.
Толстова Ю.Н.

Учебное пособие посвящено изложению основ математической статистики (статистическое оценивание параметров, проверка статистических гипотез, дисперсионный анализ) для студентов-социологов. При его подготовке автор использовал многолетний опыт преподавания указанной дисциплины на социологических факультетах ряда московских вузов. Все вводимые теоретические положения сопровождаются примерами их использования в социологических исследованиях.

Привязка к социологии начинается с рассмотрения специфических случайных событий и случайных величин. Большое внимание уделяется проблеме измерения исходных данных. Параметры распределений соотносятся с типами шкал, использованных при получении исходных данных. Описывается роль статистического подхода в социологии, анализируются ситуации, в которых он не адекватен: указывается, что социолог теряет, опираясь лишь на статистическую парадигму; обсуждается вопрос о возможности обеспечения того комплекса условий, реализация которого приводит к появлению интересующих социолога случайных событий. Рассматривается ряд часто встречающихся в социологии ситуаций, в которых не выполняются условия реализации известных математико-статистических подходов.

Для студентов социологических специальностей.

подробнее...

  Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с.

В учебном пособии, подводящем итог работы семинара (2007–08 учебный год) по проблемам гражданского общества при Социологическом факультете ГУГНа,  представлены работы аспирантов Института социологии РАН и социологического факультета ГУГНа, посвященные актуальным научным и студентов образовательным проблемам модернизации современной России. Особое внимание уделено фактору новых информационных технологий, человеческим качествам гражданского лидера модернизационого процесса, а также изменению роли социологии, в частности ее нормативной и коммуникативной функциям, в регулировании взаимодействия институтов науки, образования и публичной сферы.

Пособие подготовлено в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.3.2116 «Россия в глобальном мире: воздействие западных институциональных и социокультурных образцов на социальные процессы в России», руководитель проекта — проф. В.А. Ядов.

подробнее...

  Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева — М.: Университетская книга; Логос, 2008. — 424 с.
Покровский Н.Е.

Представлена широкая панорама идей, концепций, подходов, позволяющих раскрыть сущностные характеристики современного туризма. Впервые показаны возможности применения социальной теории для решения задач управления туризмом. При подготовке учебника использован опыт преподавания курса «Социальная теория туризма» на факультете социологии Государственного университета — Высшей школы экономики.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям): «Социология», «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», «Социальная антропология». Может использоваться при подготовке магистрантов и аспирантов в области социологии и менеджмента. Представляет интерес для научных работников и преподавателей, специализирующихся в сфере социально-гуманитарных наук.

подробнее...

  Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов:Учебное пособие. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 176 с.
Степанов Е.И.

Настоящее учебное пособие помогает раскрыть основные, методологически, концеп­туально и практически значимые аспекты, проблемы и достижения нового научного направ­ления и учебного предмета — современной конфликтологии, системно охватить и опреде­лить ее базовые понятия и принципы, существенно важные для внутренне упорядоченного и целостного осмысления ее нынешнего состояния и тенденций ее дальнейшего развития.

Содержание и структура построения предлагаемого в пособии учебного материала по­зволяют предметно охватить и освоить основы конфликтологии как тем, кто только начина­ет знакомство с этим актуальным научным направлением, так и тем, кто уже имеет началь­ные представления о теоретических подходах к анализу социальных конфликтов и об их практически важном и эффективном применении.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, а также для преподавателей обществоведческих и человековедческих дисциплин, научных работников и всех тех, кто интересуется вопросами адекватного понимания и конструктив­ного урегулирования разнообразных социальных конфликтов.

подробнее...

  Учебное пособие. Каталог базы данных «УНИВЕРСУМ» (поведение потребителя в системе информационных показателей). - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2008.
Шевченко Д.А., Жаворонков А.В., Королев А.Л., Островский И.В.

Основной целью Каталога переменных базы данных «Универсум» является предоставление специалистам возможности использования апробированного социологического инструментария для быстрого и эффективного конструирования методик проведения повторных исследований социальной системы как в целом, так и в области своей специализации.

 

 

подробнее...

  История социологии. Учебник. - М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.
Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г.

Данный учебник относится к новому поколению российской социологической литературы. Его содержательной и методической базой явился многолетний опыт преподавания истории социологии как специальной дисциплины. Поэтому книга рассчитана, прежде всего, на использование в образовательных целях. В учебнике рассматриваются основные понятия теоретической социологии, сформулированные в трудах О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.А.Сорокина, Т.Парсонса и И.Гофмана. Показана преемственность тематической программы и методологических принципов в истории социологической мысли XIX-XX веков. Каждая из восьми глав учебника представляет собой "законченное произведение", в котором теория конкретного автора реконструируется в ее внутренней логической целостности и в контексте идейных влияний предшественников. Учебник можно рекомендовать в качестве средства "интеллектуальной навигации" в сложном дискурсивном пространстве социологической науки.

Книга предназначена для студентов и аспирантов ВУЗов, изучающих социологию, преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин, а также широкого круга читателей, интересующихся историей общественной мысли.

подробнее...

  Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.
Татарова Г.Г.

Данное учебное издание выгодно отличается своим особым инновационным уровнем, ибо аналогичных работ не существует.

Типологический анализ рассматривается как методологическая процедура эмпирической социологии и трактуется как метаметодика — структурный элемент методологии анализа социологических данных. Вводится система языковых конструктов метаметодики. Анализируется логика проведения типологического анализа в ситуации жесткоструктурированных и слабоструктурированных данных. В конце каждого раздела предложены задания для самостоятельного выполнения и обсуждения на семинарах.

Книга рекомендуется в качестве учебного пособия студентам, аспирантам гуманитарных и социально-экономических специальностей, а также преподавателям дисциплин: «Методология и методы социологических исследований», «Анализ социологических данных».

Подготовлено в рамках проекта НФПК — Национального фонда подготовки кадров по программе «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»: инновационного проекта развития образования

Рецензенты: доктор философских наук Геннадий Семенович Батыгии, член-корреспондент РАН Жан Терентьевич Тощенко

подробнее...

  Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с. — (Университетский учебник). - ISBN 5-365-00446-9. - ISBN 978-5-365-00446-7.
Ядов В.А.

В книге рассматриваются теоретико-методологические основания программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора данных: анализ документов, наблюдения, опросы, глубинные интервью, статистические приемы анализа взаимосвязей и интерпретативные подходы в качественном исследовании, а также требования к организации теоретико-аналитических и прикладных исследований.

В приложениях даны образцы полевых документов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов вузов и аспирантов по специальности «Социология», а также для социологов-практиков.

подробнее...

  Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
Девятко И.Ф.

В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического исследования - опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных. Логика и методы социологическою исследования рассматриваются в книге в контексте более широких исследовательских перспектив и моделей теоретического объяснения, предопределяющих выбор конкретных методических решений.
Книга может использоваться для подготовки и проведения социологических и маркетинговых исследований, а также в качестве пособия по курсу `Методология и методы социологического исследования`. Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов социальных наук.

подробнее...

  Общая социология:Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с.
Голенкова З.Т., Акулич М.М. , Кузнецов И.М.

Учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных вопросов социологии.
Наряду с анализом истории социологии, методологии сбора материала рассмотрены такие актуальные для современной науки проблемы, как культура, личность, социальные институты, глобализация, сетевой подход, социальная экология.
Для закрепления материала каждая глава сопровождается тестами, в конце разделов приведены темы для обсуждения на семинарах и "круглых столах".
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся несоциологическим специальностям и направлениям подготовки.

подробнее...

  Практическая демография. Учебное пособие для вузов. Коллективная монография / Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. — М.: ЦСП, 2005. — 280 с.

Учебник по демографии, подготовленный коллективом авторов, адресован руководителям и работникам органов государственного управления, занимающимся реализацией социальной политики и вопросами народонаселения, трудовых ресурсов, миграции.

подробнее...

  Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Гриф Российской Академии образования.- М.: МПСИ, 2005. - 584 с.

Учебное пособие охватывает широкий спектр трансформационных процессов в России: изменения социальных институтов, прежде всего экономических (включая трудовые отношения и менеджмент) и политических; структуры социальных неравенств, межэтнических отношений, взаимоотношений между мужчинами и женщинами (гендерная проблема) и между поколениями. Детально рассматриваются проблемы личности и состояния массового сознания: особенности русского менталитета, адаптационные стратегии граждан в меняющемся обществе, поиск новой идентичности, динамика ценностных ориентации, объективные и субъективные "границы" свободы личности. Заключительный раздел посвящен проблемам России в глобальном мире и сравнительному анализу трансформационных процессов в так называемых посткоммунистических странах, в том числе и ближнего зарубежья.
Помимо вводной главы об общих теориях социальных изменений и специальных теориях трансформаций стран бывшего советского блока каждый раздел предваряется анализом многообразных концептуальных подходов к данному предмету. Пособие содержит списки рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля, возможную тематику студенческих рефератов и эссе, тематику групповых занятий-дискуссий и методические рекомендации преподавателю и студенту. Приложение содержит глоссарий (153 термина).

подробнее...

  Социологические исследования толерантности студентов МГИМО: Учебное пособие. - М.: Изд-во «МГИМО - Университет», 2005. - 195 с.
Темницкий А.Л.

В учебном пособии на примере социологических исследований студентов МГИМО рассматриваются основные проблемы формирования профессиональной, коммуникативной, политической, межпоколенческой, межэтнической, межконфесиональной толерантностей у будущих специалистов-международников.
Пособие предназначено для студентов и аспирантов вузов, заинтересованных в исследовательском воплощении знаний по курсу теоретической и эмпирической социологии. Учебное пособие может быть полезно для преподавателей, разрабатывающих курсы социологических практикумов по актуальным проблемам современного общества.

подробнее...

  Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (020300) «Социология», (350100) «Социальная антропология» и (351800) «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей. / Ж.Т. Тощенко. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 640 с. - (Серия «Cogito ergo sum»).
Тощенко Ж.Т.

В третьем издании учебника осуществлены принципиальные изменения в подаче материала, введены новые главы, некоторые главы переработаны и дополнены, увеличен объем эмпирической информации. Структура учебника позволяет получить глубокие знания о сущности социологической науки, ее роли в современном обществе, о задачах, стоящих перед социологами. Особое внимание уделено таким краеугольным понятиям социологии, как социальное развитие общества, социальная стратификация, политические институты, семья и брак и др.

Для студентов и обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, для социологов — ученых и практиков, а также для всех, интересующихся социологической наукой.

подробнее...

  Социология: Учебник. Серия: Cogito, ergo sum. 3-е изд., переработ. и дополн. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 640 с.
Тощенко Ж.Т.

В третьем издании учебника осуществлены принципиальные изменения в подаче материала, введены новые главы, некоторые главы переработаны и дополнены, увеличен объем эмпирической информации. Структура учебника позволяет получить глубокие знания о сущности социологической науки, ее роли в современном обществе, о задачах, стоящих перед социологами. Особое внимание уделено таким краеугольным понятиям социологии, как социальное развитие общества, социальная стратификация, политические институты, семья и брак и др.

Для студентов и обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, для социологов — ученых и практиков, а также для всех, интересующихся социологической наукой.

подробнее...

  Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие / Г. Г. Татарова. — М: Издательский дом «Новый учебник» 2004. - 206 с.
Татарова Г.Г.

Типологический анализ рассматривается как методологическая процедура эмпирической социологии и трактуется как метаметодика — структурный элемент методологии анализа социологических данных. Вводится система языковых конструктов метаметодики, достаточно полная, непротиворечивая и открытая для дополнений. Предлагается логика проведения типологического анализа в ситуации жестко структурированных и слабо структурированных данных. Книга рекомендуется в качестве учебного пособия студентам, аспирантам социологических факультетов, а также преподавателям дисциплин: «Методология и методы социологических исследований», «Анализ социологических данных».

подробнее...

  Политическая конфликтология. Международная конфликтология. Учебное пособие. - М.: Академия права и управления. 2004. -156 с.
Деметрадзе М.Р.

Учебное пособие подготовлено по курсу «Политическая кон­фликтология». В нем на основании теоретических принципов рас­сматриваются парадигмы социального взаимодействия в проблем­ных ситуациях.
Книга посвящена общепринятым теориям конфликтов и содер­жит обобщение современных теоретических представлений о между­народных конфронтациях, геополитической ситуации, национальных интересах, международном порядке, правовом регулировании меж­дународной политики. Рассматриваются вопросы международных правонарушений и ответственность государств их совершивших, проблемные ситуации и их диагностика, формы взаимодействия го­сударств в конфликтной ситуации, переговорные процессы, партнер­ство и сотрудничество.
Книга рассчитана на студентов, преподавателей и исследова­телей в области социальных наук.
Издается в авторской редакции.

подробнее...

  Прикладная социология. Учебное пособие для вузов – М., 2003. -312 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э.

Что такое социологическое исследование? Как составить его программу и план проведения? Как сформулировать выборочную модель исследуемого объекта? При помощи каких методов собирается социологическая информация? Как осуществить обработку первичной информации на компьютере и анализ эмпирических данных при помощи методов математической статистики? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в настоящей книге, адресованной преподавателям общественных наук и студентам вузов любого профиля, всем, кого интересуют принципы государственного, общественного или производственного управления в опоре на социальную статистику.

подробнее...

  Социология. Учебник для ВУЗов. - М., 2003.
Шаленко В.Н.

В учебнике рассматриваются основные понятия и категории современной социологии как науки и практические сферы ее применения студентами ВУЗов как специалистами в различных отраслях профессиональной деятельности

подробнее...

  Учебное исследование по эмпирической социологии: Учебное пособие. - М.: МГИМО МИД России, 2003. - 250 с.
Темницкий А.Л.

В Учебном пособии рассматриваются все необходимые этапы для проектирования, проведения и анализа данных социологического исследования. Комплексно увязываются лекционные материалы, практические задания и компьютерные занятия. Излагается содержание банка данных, выполненных студенческих исследований.

подробнее...

  Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.
Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.

Первое издание "Человек и его работа", увидевшее свет в 1967 г., превратилось в настольную книгу двух поколений отечественных социологов и переиздано в США, ГДР, Польши и Венгрии. В новом издании с комментариями авторов книга включает главу о сравнительном исследовании отношения к труду советских и американских рабочих 60-х годов, ранее не публиковавшаяся, а также материалы сравнительного исследования молодых рабочих Ленинграда того времени и санкт-петербургских 90-х годов. В особом разделе анализируются тенденции изменений мотивации труда в советские и постсоветские годы. Эта работа до сего дня может рассматриваться как образцовое теоретико-прикладное эмпирическое исследование.

Книга предлагается в качестве учебного пособия по методам социологического исследования, курсам социологии труда и истории отечественной социологии.

подробнее...

  Актуальные проблемы национальной безопасности России. Учебное пособие / Под общей редакцией В.Ф. Ницевича, В.А. Труханова. Саратов: СВИРХБЗ. 2002. – 325 с.

В силу особой значимости таких факторов, как информационные, религиозные, терроризм, авторы делают акцент на раскрытии их содержания и сущности.
Вместе с тем, раскрываются основы теории национальной безопасности. Как происходила эволюция взглядов на безопасность? Что такое национальная безопасность? Каковы её структура и содержание? Что такое национальные интересы и опасности и угрозы им? Каков механизм обеспечения национальной безопасности? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в  книге.
Издание адресовано курсантам (слушателям), студентам, работникам органов государственной безопасности и управления. Аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами национальной безопасности.

подробнее...

  Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.
Здравомыслов А.Г.

Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изданное в рамках программы обновления гуманитарного образования). Третье издание (доработанное и дополненное).

 

подробнее...



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: