Социокультурное воспроизводство коммуникативных компетенций в молодёжной среде

Социокультурное воспроизводство коммуникативных компетенций в молодёжной среде



Селиверстова Н.А., Чанкова Е.В.
Социокультурное воспроизводство коммуникативных компетенций в молодёжной среде // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 31-46.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-3
EDN: JAQKYX
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49465248

Размещена на сайте: 02.10.22

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2828/ (дата обращения 02.10.2022)



Ссылка при цитировании:

Селиверстова Н.А., Чанкова Е.В. Социокультурное воспроизводство коммуникативных компетенций в молодёжной среде // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 31-46.
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-3
EDN: JAQKYX

Аннотация

Актуальность темы социокультурного воспроизводства коммуникативных компетенций в молодёжной среде обусловлена как динамичными изменениями в коммуникативной сфере, так и тотальной включенностью молодёжи в этот процесс. В статье рассматриваются данные инициативного эмпирического исследования молодёжи (октябрь 2021 – март 2022 гг.). Использован метод онлайн-опроса (Google Forms). Тип выборки – квотная, репрезентация обеспечена по полу, возрасту и типу поселения. Объем выборки – 2492 респондентов. Возраст респондентов – от 15 до 29 лет включительно. В качестве методологической базы исследования применена концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок. Представлен анализ связей гендера и габитуальных установок (на коллективизм и индивидуализм; бескорыстие и расчётливость), и смыслов общения (терминальных – радость, счастье; удовольствие; внутренняя потребность; и инструментальных – долг вежливости; вынужденная необходимость; полезные связи) в социокультурном воспроизводстве коммуникативных компетенций молодёжью. На основе многомерного анализа названных показателей авторы делают следующие выводы. Молодёжь в проявлении коммуникативных умений в полной мере реализует воспроизводственную функцию. Гендерная специфика, как правило, проявляется в воспроизводстве преимущественно «мужских» («настаивать на своём) и традиционно «женских» умений «сочувствовать, эмоционально сопереживать другим», гендерная солидарность – в воспроизводстве «универсальных» компетенций типа «слушать и стараться понять других». Дифференциация молодёжи внутри гендерных групп в связи с габитусами и смыслами общения является эмпирическим подтверждением того, что воспроизводство коммуникативных компетенций регулируется бессознательными и осознанными элементами социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности данной группы. Среди габитусов большей дифференцирующей способностью обладают установки, восходящие к традиционной культуре, среди смыслов общения – инструментальные значения, которые соотносят с современной культурой. Социокультурное воспроизводство через смыслы общения обнаруживает парадокс, не свойственный другим сферам жизнедеятельности молодёжи: в коммуникативном пространстве носители инструментальных смыслов менее оснащены коммуникативными умениями, чем носители терминальных смыслов.

Ключевые слова:

молодёжь социокультурное воспроизводство коммуника- тивные компетенции социокультурный механизм саморегуляции габитусы смыслы гендер youth sociocultural reproduction communicative competencies soci- ocultural mechanism of self-regulation habits meanings gender

Рубрики:

Социология культуры
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: