«Между виртуальным и физическим»: контуры цифрового активизма экологических некоммерческих организаций России

«Между виртуальным и физическим»: контуры цифрового активизма экологических некоммерческих организаций России



Ермолаева П.О., Башева О.А., Ермолаева Ю.В.
«Между виртуальным и физическим»: контуры цифрового активизма экологических некоммерческих организаций России // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 2. С. 241-258.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-2-241-258
EDN: IETXXP
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54632162

Размещена на сайте: 02.10.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/17810 (дата обращения 02.10.2023)



Ссылка при цитировании:

Ермолаева П.О., Башева О.А., Ермолаева Ю.В. «Между виртуальным и физическим»: контуры цифрового активизма экологических некоммерческих организаций России // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. № 2. С. 241-258.
DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-2-241-258
EDN: IETXXP

Аннотация

В статье на материалах полуструктурированных экспертных интервью с представителями российских экологических некоммерческих организаций (экоНКО) производится всесторонний анализ их цифрового активизма. В центре внимания исследовательские вопросы, связанные с цифровыми инструментами и механизмами вовлечения пользователей в цифровой активизм, а также новые возможности и ограничения, который он открывает для экоНКО. Использование подхода Цифровой инвайронментальной гуманитаристики позволило рассмотреть особенности экологических практик активистов в онлайн- и офлайн-­пространствах в их концептуальном единстве, а также осмыслить имеющиеся технические, организационные и прочие цифровые барьеры при (ре)транслировании экологических практик активистов из онлайн- в офлайн-­пространство и обратно. Анализ показал тренд на цифровизацию деятельности экоНКО, при том что четкого разделения исключительно на офлайн и онлайн практики нет, поскольку они дополняют друг друга. Для активистов, руководителей организаций, координаторов проектов не всегда понятно, что такое «цифровой активизм» из-за отсутствия рефлексии об инструментах своей работы. Практически все организации для продвижения своей деятельности используют сайты и социальные сети, мобильные приложения, интерактивные карты общего пользования на основе алгоритмов больших данных. Механизмы вовлечения населения в цифровой активизм довольно разнообразны: от рекламы в социальных сетях, в дружественных онлайн-­сообществах до совместного подписания цифровых петиций. Возможности цифровых форм экологического участия неоднозначны. С одной стороны, происходит изменение парадигмы взаимодействия акторов, при которой они становятся не только потребителями информации, но и ее производителями, соответственно, происходит расширение каналов влияния гражданского общества на процессы принятия решений. С другой стороны, цифровые практики отчуждают пользователей от реальных протестных действий; при этом такая форма участия доступна не всем гражданам, что порождает новые формы цифрового неравенства и социальные дистанции.

Ключевые слова:

цифровой активизм цифровые инструменты экологические некоммерческие организации экологический активизм digital activism digital tools environmental non-profit organizations environmental activism Russia

Рубрики:

Экосоциология
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: