Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью)

Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью)



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н.
Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью) // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 67-80.
ISSN 2587-9715
DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.8
EDN: TMTYQC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54623029

Размещена на сайте: 16.10.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://psst.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/440-logos-et-praxis-2023-tom-22-2/sotsiologiya-i-sotsialnye-tekhnologii/1754-rostovskaya-t-k-vasileva-e-n-strategii-formirovaniya-blagopoluchiya-studencheskikh-semej-po-rezultatam-glubinnogo-intervyu (дата обращения 16.10.2023)



Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью) // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 67-80.
DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.8
EDN: TMTYQC

Аннотация

Методологическая база исследования выстроена в рамках понимающей социологии и теории социального действия М. Вебера. В работе раскрыто содержание концепции благополучной молодой семьи, выделены параметры благополучия студенческой семьи. Эмпирическая база исследования - данные глубинного интервью (n = 80), проведенного с членами студенческих семей из 10 регионов России. Для обработки полученных результатов использовались метод «обоснованной теории» и методика реконструкции жизненного пути семьи. Основная задача исследования - выявление стратегий формирования благополучия российских студенческих семей для реализации брачного и репродуктивного поведения, а также систематизация проблем, влияющих на снижение благополучия. Основная проблема - это материальные трудности студенческих семей. Социально-экономический статус студенческой семьи зависит от многих условий - статуса родительской семьи супругов, возраста супругов, готовности и возможности совмещать работу и учебу, наличия у молодой семьи отдельного жилья или ресурсов для его аренды. Кроме материальных проблем, у студентов, состоящих в браке, возникают психологические трудности адаптации к новым ролям, а при рождении детей - необходима доступная и качественная медицинская помощь, помощь в уходе за ребенком, включение образовательных организаций в разработку индивидуального плана обучения. Репродуктивные ориентации студенческих семей соответствуют практикам целерационального и ценностно-рационального поведения (за исключение случаев незапланированной беременности), так как рождение детей сопряжено с ответственностью. Выявлено, что на стратегии формирования благополучия студенческих семей влияют: 1) сценарии развития добрачных отношений: трансформация детско-юношеских романтичных отношений, детско-юношеской любви в брачные отношения; эффективная совместная деятельность, общие ценности как основа заключения брака; знакомство в компании друзей, на работе; знакомство через социальные сети; «влияние родителей», «необходимость юридического закрепления отношений», «ответственность за внеплановую беременность»; 2) репродуктивные установки членов супружеских семей; 3) меры семейно-демографической политики, реализуемой в регионе, и ресурсы образовательных организаций для эффективной помощи молодой семье.

Ключевые слова:

демографическая ситуация молодая семья студенческая семья меры поддержки стратегии брачного и репродуктивного поведения глубинное интервью demographic situation young family student family support measures strategies of marital and reproductive behavior in-depth interview

Рубрики:

Социология семьи



Возможно, вам будут интересны другие публикации: