Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов

Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н.
Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 5. С. 230–246.
ISSN 2312-9824
DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.13
EDN: EQMSSD
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54791934

Размещена на сайте: 02.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.vscc.ac.ru/article/29788 (дата обращения 02.11.2023)



Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 5. С. 230–246.
DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.13
EDN: EQMSSD

Аннотация

Представлен обзор ключевых институциональных ресурсов для привлечения образовательных мигрантов, в том числе соотечественников, в российские вузы. Теоретической базой послужили российские и зарубежные работы по теории образовательной миграции и адаптации иностранных студентов. Выявлено, что исследований, оценивающих институциональные ресурсы для привлечения образовательных мигрантов в вузы, недостаточно. В качестве основной причины этого названо встраивание работы с иностранными студентами в вузах в концепцию «мягкой силы». Новизна исследования состоит в попытке авторов заполнить указанный пробел, осуществить обзор институциональных ресурсов для привлечения образовательных мигрантов в вузы, систематизировать данные теоретических и эмпирических исследований. Отражена ипрактическая сторона проблемы: статистические показатели из разных российских источников по образовательной миграции и добровольному переселению соотечественников в Россию представлены фрагментарно, что затрудняет их сопоставление. Методом качественного анализа открытых для изучения документов получены данные, позволившие осуществить обзор основных институциональных ресурсов российских вузов по привлечению образовательных мигрантов, в том числе соотечественников. Рассмотрено, какие ресурсы российских вузов в работе с иностранными студентами могут трактоваться как «притягивающие» факторы; есть ли специальные инструменты работы с иностранными студентами из стран СНГ и/или соотечественниками. Сделаны выводы о недостаточной проработанности в российских вузах стратегий привлечения молодых соотечественников (русофонов) к образовательной миграции. Вузы не выделяют данную категорию абитуриентов в отдельную группу, что способствовало бы оптимизации управленческих решений, ориентированных на развитие миграционной, демографической и образовательной политики. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость оптимизации институциональных ресурсов и управленческих решений в отношении привлечения русофонов в вузы России.

Ключевые слова:

образовательная миграция соотечественники русофоны вуз демографическая политика миграционная политика educational migration compatriots Russophones university demographic policy migration policy

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: