Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ

Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ



Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.
Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-27
EDN: UPJUDW
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54158012

Размещена на сайте: 20.12.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/35227/22286 (дата обращения 20.12.2023)



Ссылка при цитировании:

Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271.
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-27
EDN: UPJUDW

Аннотация

Одним из приоритетов государственной научно-образовательной политики России является повышения привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования для молодежи. Правительством России реализуется ряд федеральных программ, направленных на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность. В то же время научная работа студентов традиционно является неотъемлемой частью образовательного процесса, служит составным элементом реализации преемственности поколений, процесса формирования и обновления научных школ, наставничества и введения в профессию. Однако при вовлечении в нее студентов возникает ряд проблем, которые обусловлены как особенностями организации высшей школы, так и личностными характеристиками обучающихся. В настоящей работе рассматриваются особенности участия студентов российских вузов в научной работе в процессе обучения, анализируются их достижения в процессе обучения и проблемы, которые ограничивают или затрудняют вовлечение студентов в научную деятельность, снижают их мотивацию и удовлетворенность обучением в целом. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова в ноябре – декабре 2022 г. (N=123977). Результаты исследования выявили, что в процессе обучения в вузе формируется неоднородный студенческий поток, существенно различающийся по качеству и формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов на получение высшего образования. В этой связи образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально и всесторонне раскрыть индивидуальные особенности каждого обучающегося, предоставить возможности гибкого подхода к формированию образовательной траектории, способствовать вовлечению в научно-исследовательскую деятельность большинства студентов.

Ключевые слова:

студенты высшее образование научная деятельность наставничество мотивация вовлеченность индивидуальные образовательные траектории образовательные результаты students higher education scientific activity motivation engagement individual educational trajectories educational results

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: