Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества)

Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества)



Лютенко И.В.
Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 40-53.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-4

Размещена на сайте: 01.04.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/journal/article/3377/ (дата обращения 01.04.2024)



Ссылка при цитировании:

Лютенко И.В. Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 40-53.
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-4

Аннотация

Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования студенчества в Москве, проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН в 2022 году. Объект исследования – студенческая молодежь Москвы. В статье ставится задача рассмотреть возможное воздействие нетрадиционной религиозности студентов на их некоторые социокультурные ориентации. Для реализации поставленной задачи студенты отбирались в типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» по показателям религиозного сознания и религиозного поведения. В группу «практикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса) и религиозного поведения (включенность в практику этих религий и учений). В группу «непрактикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса), но показатель религиозного поведения в данной группе отсутствует. Студенты были разделены на две группы. Первая – студенты – коренные жители мегаполиса, вторая группа – студенты мигранты. Интересующихся восточными, нетрадиционными религиями и мистическими учениями 53-54% опрошенных студентов в группах. В группе студентов коренных жителей «практикующих» – 42%, «непрактикующих» – 58%. В группе студентов – мигрантов – 44% «практикующих» и 56% «непрактикующих». В типологических группах «практикующие» у студентов микросреда больше включена в практику этих религий и учений. В группах «практикующие» мотивация интереса восточными и нетрадиционными религиями выше, чем в группах «непрактикующие». Данные опроса зафиксировали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. В сфере межнациональных отношений выявлено, что в группах «практикующие» студенты более толерантны к этноконфессиональным бракам, чем в группах «непрактикующие». В религиозной сфере выявлено, что по большинству показателей к религиозным организациям традиционных конфессий студенты в группах «непрактикующие» настроены более положительно, чем «практикующие». В миграционной сфере выявлено, что студенты в группах «практикующие» – меньше потенциальных эмигрантов, по сравнению с группами «непрактикующие.

Ключевые слова:

религия восточные религии нетрадиционные религиозные учения миграция студенты этноконфессиональное взаимодействие religion Eastern religions non-traditional religious teachings migration students ethno-confessional interaction

Рубрики:

Социология религии
Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: