Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования

Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования



Березина Т.И., Федорова Е.Н., Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Каменева О.Л.
Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 20-33.
ISSN 2307-2334
DOI: 10.32744/pse.2019.5.2

Размещена на сайте: 30.10.19

Текст статьи на сайте журнала URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/11/pdf_190502.pdf (дата обращения 25.11.2019)



Ссылка при цитировании:

Березина Т.И., Федорова Е.Н., Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Каменева О.Л. Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 20-33.
DOI: 10.32744/pse.2019.5.2

Аннотация

Введение. Святоотеческое учение о добродетелях рассматривается как цивилизационный выбор и нравственный закон, восходящий к отечественному, прежде всего православному культурному наследию, анализируется в свете современной «критической педагогики места». Материалы и методы. Исследование построено на базе теоретических и эмпирических методов: анализа, обобщения, систематизации философской, богословской, педагогической, социологической литературы, дневникового метода, поперечных срезов, анкетирования, глубинных интервью, фокус-групп, эксперимента. Разработана и апробирована в православной гимназии имени св. Александра Невского в Нижнем Новгороде целевая комплексная программа «Лествица добродетелей». Информационно-аналитический центр факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в начале 2019 года определил ценностно-смысловые предпочтения участников программы. Были опрошены 309 учащихся 1–8-х классов, из них 46% мальчиков и 54% девочек; а также 80 родителей (50% мужчин и 50% женщин). Результаты исследования. Процесс освоения добродетелей в православной гимназии организован как религиозная социализация всех субъектов воспитания: школьников, родителей, педагогов и духовников. В результате социологического исследования выявлена обратная зависимость между когнитивными способностями, возрастом ребенка и его духовно-нравственной культурой в ее святоотеческом понимании, другие особенности становления важнейших добродетелей. Обсуждение и заключение. Святоотеческое учение о добродетелях впервые рассматривается как часть педагогической аксиологии, стройная система традиционных нравственных ценностей, теоретическое основание религиозной социализации, влияющей на базовые ценности взрослого человека. После анализа результов эксперимента, определения универсальных и вариативных элементов системы духовно-нравственного воспитания, предложенная модель может быть использована в других православных учреждениях.

Ключевые слова:

воспитание добродетели нравственность традиционные ценности православная гимназия семья церковь государство education virtues morality traditional values orthodox gymnasium family church state

Рубрики:

Социология религии
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: