Журнал: Полис. Политические исследованияСтрежнева М. В.Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе

Журнал: Полис. Политические исследования

Стрежнева М. В.

Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе

Стрежнева Марина Вадимовна , ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Россия
m.strezhneva@imemo.ru


ID статьи на сайте журнала: 6141


Ссылка при цитировании:

Стрежнева М. В. Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе . – Полис. Политические исследования. 2024. Том 33. № 2. С. 151-164.
DOI: . EDN: XOXAMT

Рубрика:

Orbis terrarum

Аннотация

Статья нацелена на выявление актуальных тенденций в фискальной интеграции в Европейском союзе. Представлены ее главные этапы, особое внимание уделено программе “Европейский союз следующего поколения”, которая составила ключевой ответ Брюсселя на социально-экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19. В статье оценивается, останется ли эта программа явлением временным и в какой мере она способна определять “новую нормальность” для Экономического и валютного союза. Ввиду украинского кризиса тем более настойчиво звучат предложения о наделении Брюсселя “фискальной обеспеченностью” или постоянными фискальными механизмами, способными надежно отразить возникающие вызовы и угрозы. Здесь рассмотрен вопрос о том, можно ли ожидать оформления подобных постоянных инструментов в качестве элементов полномасштабного фискального союза, который приблизил бы зону евро к контурам оптимальной валютной зоны. Поскольку влияние европейских институтов в качестве инициаторов интеграционного процесса и вовлеченность в него неправительственных игроков ранее уже получили более широкое освещение в специальной литературе, в данном случае подробнее исследуется роль, которую во властных отношениях в Евросоюзе играют национальные правительства. Основой для исследования послужила теория многоуровневого управления и, в частности, ее “динамическая” версия, которая хорошо выявляет случаи и способы сохранения правительствами контроля над принимаемыми в рамках интеграционной системы решениями. Проведенный анализ подтвердил, что планы нарастить выпуск долговых обязательств Евросоюза, чтобы заместить национальные заимствования либо перевести налоги с национального на наднациональный уровень, у Евросоюза отсутствуют. Можно ожидать, что в перспективе более активные заимствования ЕС на финансовых рынках будут сопровождаться повышенной мерой институциональной гибкости, но такие временные инструменты, как NGEU или SURE, не приведут к налоговизации фискального союза. 

Ключевые слова

фискальная интеграция, фискальный союз, многоуровневое управление, оптимальная валютная зона, федерализация, Европейский стабилизационный механизм, фонд восстановления и устойчивости, собственные ресурсы европейского бюджета

Литература

Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. 2020. Изменение стимулов и стратегий национальных правительств в условиях многоуровневого управления в Европейском союзе. Полис. Политические исследования. № 5. С. 148-163. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.11. EDN: VCSRXE.

Буторина О.В. 2013. Европейский союз после кризиса: упадок или возрождение? Вестник МГИМО- Университета. № 4. С. 71-81. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-71-81. EDN: RAILQH.

Григорьев И.С., Декальчук А.А., Губайдуллина С.Ш. 2021. Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация. Полис. Политические исследования. № 1. 169-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.12. EDN: QEZVUR.

Каплун В. 2019. Перестать мыслить “власть” через “государство”: gouvernementalitd, Governmentality Studies и что стало с аналитикой власти Мишеля Фуко в русских переводах. Логос. Т. 29. № 2. С. 179-220. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-2-179-218. EDN: ZDJRBB.

Михайлов Д.Ю. 2023. Николя Саркози и кризис еврозоны: федерализация бюджетно-финансового сектора ЕС. Современная Европа. № 5. С. 72-83. https://doi.org/10.31857/S0201708323050066. EDN: XZXGRI.

Сидорова Е.А. 2021. Фискальная интеграция в Европейском союзе. М.: ИМЭМО РАН, Весь Мир. EDN: RDMXFO.

Фурсов А.А. 2009. Эволюция научного реализма. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. № 1. С. 109-129. EDN: NUOKUH

Bilbiie, F., Monacelli, T., & Perotti, R. (2021). Fiscal policy in Europe: controversies over rules, mutual insurance, and centralization. Journal of Economic Perspectives, 25(2), 77-100. https://doi.org/10.1257/jep.35.2.77

Buti, M., & Messori, M. (2022). The role of central fiscal capacity in connecting the EU's domestic and global agendas. STG Policy Papers, 2022/13. https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/74593/PA_2022_13_STG.pdf?sequence=5&isAllowed=y

Dermine, P. (2020). The EU's response to the COVID-19 crisis and the trajectory of fiscal integration in Europe: between continuity and rupture. Legal Issues of Economic Integration, 47, 338-341. https://doi.org/10.54648/leie2020020

Fasone, С. (2023). EU Budget and Spending Powers. In Hinarejos, A., & Schutze, R. (Ed.), EU Fiscal Federalism: Past, Present, Future (pp. 233-262). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780198833284.003.0010

Hodson, D. & Howarth, D. (2023). The EU's recovery and resilience facility: an exceptional borrowing instrument? Journal of European Integration, 46(1) 69-87. https://doi.org/10.1080/07036337.2023.2243378

Hooghe, L. & Marks, G. (2001). Multi-level governance and European integration. Boulder: Rowman & Littlefield.

Howarth, D. & Quaglia, L. (2021). Failing forward in economic and monetary union: explaining weak eurozone financial support mechanisms. Journal of European Public Policy, 28(10), 1555-1572. https://doi.org/10.1080/13501763.2021.1954060

Jachtenfuchs, M. (2010). The institutional framework of the European Union. In Enderlein, H., Walti, S., & Zurn, M. (Ed.), Handbook on Multi-level Governance (pp. 203-213). Cheltenham: Edward Elgar. https://doi.org/10.4337/9781849809047.00020

Jones, E. (2021). Next generation EU: Solidarity, opportunity and confidence. Sieps. https://www.sieps.se/en/publications/2021/next-generation-eu-solidarity-opportunity-and-confidence/

Jordan, A. (2001). The European Union: an evolving system of multi-level governance... or government? Policy & Politics, 29(2), 193-208. https://doi.org/10.1332/0305573012501305

Kennen, P. (1969). The theory of optimum currency areas: an eclectic view. In Mundell, R., & Swoboda, A. (Ed.), Monetary Problems of the International Economy (pp. 41-60). Chicago: The University of Chicago Press.

Littoz-Monnet, A. (2010). Dynamic multi-level governance - bringing the study of multi-level interactions into the theorising of European integration. European Integration Online Papers (EIoP), 14, 01. http://eiop.or.at/eiop/texte/2010-001a.htm

McKinnon, R.I. (1963). Optimum currency areas. The American Economic Review, 53(4), 717-725. https://www.experimentalforschung.econ.uni-muenchen.de/studium/veranstaltungsarchiv/sq2/mckinnon_aer1963.pdf

Moravcsik, A. (1993). Preferences and power in the European community: a liberal intergovernmentalist approach. Journal of Common Market Studies, 31(4), 473-524. https://doi.org/10.1111/j.1468-5965.1993.tb00477.x

Truchlewski, Z., Schelkle, W., & Ganderson, J. (2021). Buying time for democracies? European Union emergency politics in the time of COVID-19. West European Politics, 44(5-6), 1353-1375. https://doi.org/10.1080/01402382.2021.1916723

Wozniakowski, T.P. (2016). Towards fiscalization of the European Union? The US and EU Fiscal unions in a comparative historical perspective. Berkeley: Institute of European Studies. https://escholarship.org/uc/item/667699tw

Zgaga, T. (2023). The fiscal sovereignty of the European Union after the COVID-19 pandemic and the war in Ukraine. Journal of European Integration, 45(4), 703-709. https://doi.org/10.1257/jep.35.2.77 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 2, 2024
>> Архив журнала