Журнал: Социологические исследованияСаралиева З. Х., Кутявина Е. Е.Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы

Журнал: Социологические исследования

Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е.

Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы

Саралиева Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна ,
zara@fsn.unn. ru

Кутявина Елена Евгеньевна ,
kutyavina_e@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 7100


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.
DOI:

Рубрика:

Социология детства

Аннотация

В статье представлены результаты исследований 2012–2016 гг., посвященных качеству жизни детей; их адаптации к учебе и школьному взаимодействию на разных ступенях обучения; конфликтам, агрессии и насилию в школе; профориентационной работе с выпускниками школ; внутрисемейному взаимодействию, отношению к членам семьи. Выявлены и систематизированы факторы, повышающие риск участия в различных ситуациях школьного насилия (вербальное или физическое, агрессор или жертва). В качестве значимых рискогенных факторов выделены: семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, смерть близкого человека, переезд. Определены проблемы адаптации к школе на разных этапах обучения, особенности мотивации к учебе школьников разного возраста, специфические проблемы адаптации школьников из семей мигрантов. На основе исследования ценностных ориентаций учеников старших классов и их родителей выделены сходства и различия представлений учеников и их родителей об образовании и будущей профессии; о предпочтительном, допустимом и недопустимом профессиональном выборе. Авторы отмечают проблемы, возникающие при проведении массовых опросов младших и средних классов, которые возможно преодолеть тщательным контролем ситуации опроса и использованием дополнительных, нестандартизированных методов исследования (наблюдение, интервью). Результаты исследований показывают необходимость учета мнения детей как о «детских» (дружба, школьная успеваемость, отношения со сверстниками), так и о «взрослых» проблемах (бедность, развод, миграция). Авторы отмечают некоторые организационные проблемы при проведении опросов в школе.

Ключевые слова

детство; социология детства; насилие в школе; проблемы школьной адаптации; выбор профессии

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2018
>> Архив журнала