Журнал: Вестник Института социологииШилова Л. С.Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность

Журнал: Вестник Института социологии

Шилова Л. С.

Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность

Шилова Людмила Сергеевна, к.соц.н. старший научный сотрудник
Liudmila-shilova@ya.ru


ID статьи на сайте журнала: 222


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Шилова Л. С. Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность // Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 146-162.
DOI:

Рубрика:

Здоровье населения

Аннотация

В статье представлен анализ проблем модернизации российского здравоохранения. Выясняются её основные направления, способы взаимодействия с населением, механизмы социокультурных инноваций в исследуемой сфере, а также реакции на это граждан страны. Рассматриваются современные тенденции финансирования здравоохранения, показано, что в структуре социальных расходов России здравоохранение на протяжении многих десятилетий, ещё со времён СССР, имеет тенденцию понижения. Вызовы, предъявляемые системам здравоохранения для всех стран, сегодня одни и те же: обеспечить доступность медицинских услуг для широких слоёв населения и контроль качества медицинских услуг. Доступность последних достигается за счёт предоставления малообеспеченным слоям населения гарантированного объёма бесплатных услуг. Представлен анализ реорганизации здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье». Правительство РФ провозгласило целью модернизации здравоохранения создание модели с приоритетом первичной медицинской помощи с развитыми профилактическими услугами, основные потоки финансирования будут направляться в поликлиники. Исследования последних десятилетий продолжают констатировать низкий статус поликлиник в оценках населения, неудовлетворённость качеством и организацией предоставления медицинских услуг, профессиональным уровнем врачей и отношениями с ними. Предложенный реформаторами механизм конкурентности врачей, а также самих учреждений, направленный на повышение качества предоставляемых услуг и профессионального уровня, фактически не работает. Из-за незавершённости преобразований отсутствует практика правового регулирования отношений врача и пациента. Неудовлетворённость медицинскими услугами, в частности услугами первичной помощи, является питательной средой для развития девиантных стратегий поведения населения: обращение за медицинской помощью на поздних стадиях заболеваний; отказ от лечения при «лёгких», с точки зрения пациентов, заболеваниях; самолечение. Сделан вывод о необходимости создания и внедрения концепции формирования ценности здоровья на общественном и индивидуальном уровнях, о профилактической активности.

Ключевые слова

технологическая и социокультурная модернизация, первичная медицинская помощь, самосохранительное поведение, стратегии получения медицинских услуг

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2013
>> Архив журнала