«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Юлией Михайловной
Баскаковой

(VI поколение)


Баскакова Ю.М.  окончила факультет социальных и гуманитарных наук Саратовского Государственного университета (2004 г.), кандидат политических наук (2006 г.), руководитель исследовательских проектов  ВЦИОМ, старший научный сотрудник Института социологии РАН, доцент Финансового университета при правительстве РФ. Основные области исследований: социально-политические процессы; методология количественных исследований. Интервью состоялось: сентябрь-декабрь 2014 г.   



Я знаком с Юлией Михайловной Баскаковой менее трех лет, но, думаю, не ошибусь, говоря о том, что уже в ближайшие года она может стать одним из лидеров среди аналитиков политических и социальных процессов, опирающихся в своих выводах на данные о состоянии общественного мнения. До конца лета 2014 года это мое предположение базировалось на чтении ряда ее публикаций и знакомстве с двумя ее выступлениями на конференциях «Продолжая Грушина», проводимых ВЦИОМ.  В середине сентября указанного года Юля приняла мое предложение рассказать о себе, о своем вхождении в социологию и о своей текущей работе. Прошло несколько месяцев, и вот наша беседа закончена. Информация, полученная мною, подтвердила то мое почти интуитивное допущение.  

Юля родилась  накануне перестройки. Она училась в начальной школе, когда её страна стала называться Россией, и закончила школу за несколько месяцев до ухода первого президента России Бориса Ельцина со своего поста. Сложно объяснить, почему девушка из небольшого провинциального Балаково, окончившая с медалью школу в 1999 году, решила стать политологом. Сама она, вспоминая тот период, сказала, что ее представление о политологии на момент поступления в университет было довольно общим. И заметила: «профессия историка или философа воспринималась исключительно как профессия учителя. Политология звучала интереснее».

Скорее всего так и было, тогда практически  никто не знал, что такое политология, но, полагаю, что все происходившее в стране, не проходило стороной и городок атомщиков Балаково и могло исподволь подталкивать человека к такой интеллектуальной «экзотике».

С тех пор прошло всего полтора десятилетия. Юля получила политологическое  образование в Саратовском университете, ее дипломное исследование стало основой книги, а позже – кандидатской диссертации. К моменту защиты диссертации она год проучилась в Дипломатической Академии МИД РФ, и после ее завершения  предпочла дипломатической работе исследовательскую, и вот она уже шесть лет является сотрудником аналитического отдела социальных исследований во ВЦИОМ.  И как следует из сказанного ею, работа «фабричного» исследователя для нее может быть увлекательнее работы академической направленности. Это очень нечастое, но ценное  качество для полстера, успешно справляющегося с теоретическими разработками.

Объясняя Юле цели моего историко-социологического проекта, я писал ей о моем стремлении отыскать, найти, описать пути (модели) входа различных групп социологов в социологию. На мой взгляд, это важно само по-себе, но еще важнее – для понимания того, какой наша наука будет через десятилетия. Кем она будет делаться на всем этапе первой половины наступившего столетия? Сохранится ли связь (и какой она будет) между всеми поколениями советских / российских социологов или наследие первых будет лишь прошлым? В 2008 году отмечалось 50-летие современной российское социологии, значит – в 2058 году будет отмечаться столетие. И Юля вместе с ее ровесниками сможет участвовать в том форуме как человек, заставший в живых Б.А. Грушина, Ю.А. Леваду, В.А. Ядова и других первопроходцев изучения массового сознания.

Мне кажется, что после беседы с Юлией Баскаковой я несколько лучше стал представлять, как в социологию, в познание общественного мнения приходило и приходит поколение, формировавшееся в постзастойный период, и полнее представлять картину ближайшего будущего российской социологии.



   Текст интервью

к списку