Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века

Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века



Браславский Р.Г.
Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 49–79.
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.3
EDN: EPZUEN
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48654005

Размещена на сайте: 24.06.22

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2022_2/Braslavskiy_2022_2.pdf (дата обращения 24.06.2022)



Ссылка при цитировании:

Браславский Р.Г. Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII — начале XX века // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 49–79.
DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.3
EDN: EPZUEN

Аннотация

Прослеживается возникновение понятия цивилизации в дискурсе позднего Просвещения (вторая половина XVIII в.) и его последующая трансформация в социальной и исторической науке XIX — начала XX в. Главная концептуальная новация, привнесенная этим понятием, состояла в открытии культурноисторического измерения в человеческом способе существования. Хронологически первой программой цивилизационных исследований стала просвещенческая всеобщая история цивилизации как прогресса человеческого разума. В формирующейся с начала XIX в. социологии понятие цивилизации постепенно вытеснилось понятием «общество», которое задавало иную интерпретацию «социального», «культурного», «политического» и их взаимоотношений, а также другое понимание человеческой агентности. Каждое из этих двух понятий стремилось быть всеобъемлющим и охватывало все сферы человеческой деятельности. Однако если понятие цивилизации акцентировало внимание на культуре, продуктах человеческой деятельности, то термин «общество» — на социальной структуре и социальных формах взаимодействия между людьми. В первом случае человек наделялся качествами творца культуры и субъекта истории; во втором — выступал как продукт общественных отношений. В социологии предпосылка «автономии социальной структуры» сменила лежавший в основании просвещенческой философии и теории истории принцип «автономии человеческого разума». Реконструирована на материале творчества Э. Дюркгейма логика совершенного в «классической» социологии разрыва с линейно-унитарной концепцией цивилизации и поворота к ее плюралистической альтернативе.

Ключевые слова:

цивилизация прогресс эпоха просвещения цивилизационный анализ социология модерность история э. дюркгейм civilization progress the enlightenment history sociology civilizational analysis modernity emile durkheim

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: