Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодёжи

Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодёжи



Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А.
Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 127-143.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-10
EDN: ORQFED
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54149916

Размещена на сайте: 03.07.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/article/3127/ (дата обрвщения 03.07.2023)



Ссылка при цитировании:

Селиверстова Н.А., Зубок Ю.А. Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 127-143.
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-10
EDN: ORQFED

Аннотация

В статье представлен анализ связей религиозной идентичности молодёжи и её представлений о смыслах жизни, семьи, образования, труда в динамике (2017-2020 гг.), в том числе через сопряженность с выборами жизненных стратегий (постоянство/изменение) и моделей поведения (надёжность и спокойствие/изменение). На основе сравнительного анализа указанных показателей сделаны выводы о неоднозначном проявлении религиозной идентичности в смысловой саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. В разные периоды она активизирует как традиционные, так и современные смыслы. Для верующих по сравнению с неверующими более значима любовь как смысл жизни, понимаемая гораздо шире, чем любовь мужчины и женщины. На фоне выраженного свойства избегания неопределенности, присущего, прежде всего, верующим, в период пандемии Covid-19 среди них существенно повышается ценность спокойной и безбедной жизни. Экзистенциальные смыслы «проявление своей индивидуальности (самореализация)» и «стремление к истине», соотносимые с современной культурой, менее ценны для верующих, чем для неверующих. Соотношение терминальных и инструментальных смыслов семьи практически не различается у верующих и неверующих, но меняется значимость самих терминальных смыслов: для верующих менее значима «любовь», но выше «потребность в семье». Соотношение терминальных и инструментальных смыслов труда также схоже. Однако для верующих характерна значимость труда как заработка, возросшая в период пандемии COVID-19.  Анализ смыслов образования показывает наиболее выраженную инструментализацию в среде верующей молодёжи. Инструментализация смыслов труда и образования также связывается с установкой «на избегание неопределённости» в среде верующей молодежи.

Ключевые слова:

молодёжь религиозная идентичность смыслы саморегуляция жизнедеятельности пандемия COVID-19 youth religious identity meanings self-regulation of life COVID-19 pandemic

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: