«Польский крестьянин в Европе и Америке»: социально-политические, биографические и научные контексты

«Польский крестьянин в Европе и Америке»: социально-политические, биографические и научные контексты



Рождественская Е.Ю., Семенова В.В.
«Польский крестьянин в Европе и Америке»: социально-политические, биографические и научные контексты // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22. № 2. С. 261–284.
ISSN 1728-192X
DOI: 10.17323/1728-192x-2023-2-261-284
EDN: AEWRUA
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54238437

Размещена на сайте: 23.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologica.hse.ru/2023-22-2/843296841.html (дата обращения 23.11.2023)



Ссылка при цитировании:

Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. «Польский крестьянин в Европе и Америке»: социально-политические, биографические и научные контексты // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22. № 2. С. 261–284.
DOI: 10.17323/1728-192x-2023-2-261-284
EDN: AEWRUA

Аннотация

Авторы фокусируются на истории известного социологического труда «Польский крестьянин в Европе и Америке», а также на биографиях обоих авторов - Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Наложение биографического анализа на социально-политический контекст и работа в жанре научной биографии позволяют понять не только предысторию создания этого крупного социологического проекта, но и уточнить место социолога-интеллектуала в социальной жизни. Обращение к нелинейной судьбе этого произведения продиктовано драматизмом его реализации и восприятия научной публикой. Авторы с опорой на сложившиеся научные комментарии реконструируют этот процесс: от описания социально-политического контекста, обстоятельств научных карьер обоих авторов до биографических фактов и контура их общего труда.Обсуждая процесс ретрансляции научного знания, авторы рассматривают рецепцию идей У. Томаса и Ф. Знанецкого в ходе восприятия и укоренения качественно-интерпретативной социологии в России. Здесь существенный интерес приобретают сами способы трансляции понятий и идей, т.е. не только перевод отдельных научных трудов, но сам порядок встраивания идей в контекст «принимающей» научной среды. Более конкретно рассматривается феномен асимметрии (больше Знанецкого, меньше Томаса), которая сопровождала дальнейшую научную судьбу обоих авторов, причем в контекстах различных национальных научных школ, и прежде всего России.

Ключевые слова:

«Польский крестьянин в Европе и Америке» научные биографии Уильям Томас Флориан Знанецкий Чикагская школа российская качественная социология Polish Peasant in Europe and America scientific biography William Thomas Florian Znaniecki Chicago School Russian qualitative sociology

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: