От какого наследства отказываются российские элиты (эволюция смысла Великой Отечественной войны во властном дискурсе)

От какого наследства отказываются российские элиты (эволюция смысла Великой Отечественной войны во властном дискурсе)



Дука А.В.
От какого наследства отказываются российские элиты (эволюция смысла Великой Отечественной войны во властном дискурсе) // Власть и элиты. 2020. Т. 7. № 2. С. 97–128.
ISSN 2410-9517
DOI: 10.31119/pe.2020.7.2.5

Размещена на сайте: 22.12.20

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Дука А.В. От какого наследства отказываются российские элиты (эволюция смысла Великой Отечественной войны во властном дискурсе) // Власть и элиты. 2020. Т. 7. № 2. С. 97–128.
DOI: 10.31119/pe.2020.7.2.5

Аннотация

Рассматривается производство смыслов Великой Отечественной войны властными группами Советского Союза и Российской Федерации. Любая война предполагает определение врага и его квалификацию. Это и задает качественную определенность войне, делает ее политическим событием. Данная процедура связана с определением смысла конкретной войны, что является важным политическим актом, способствующим легитимации режима и существования властных групп. Более того, осмысляя войну, властные группы и население включают ее в уже существующий смысловой мир. Элиты могут пытаться воздействовать на этот процесс. Но их возможности ограничены. Первоначальное определение Второй мировой войны как империалистической с вхождением в нее Советского Союза подверглось радикальному переосмыслению. Использование уже существовавшего с XIX в. наименования оборонительной войны как Отечественной помогло в осмыслении ее как общенародной и справедливой. Возвращение во властный политический дискурс данных смыслов наложилось на характеристику существовавшего режима, государственного устройства и экономического строя. Одновременно в советских и партийных документах, в выступлениях Сталина указывалась цель германской агрессии: уничтожение советского строя. И враг определялся соответствующим образом — немецкий фашизм. Тем самым усиливается легитимация общественного и государственного строя. Одновременно произошло переопределение союзников, врагов, агрессоров. Англия и Франция из агрессоров превратились в союзников. По окончании войны мотивы преимущества социализма и советской власти в связи с победой становятся основными. Но с 1970-х годов обнаруживается постепенное изменение военного дискурса, что было связано с разрядкой напряженности. Прекращение существования СССР, главного победителя в Великой Отечественной войне, превращает ее в прежде всего исторический факт: нет социалистического строя и советского государства, которые победили. Риторика о войне и смысл войны сильно трансформировались. Если главный мотив в начале войны и в ее конце был отчетливо классовым, то в современной российском властном дискурсе он теряет этот советский стержень. Война предстает в большей мере как межгосударственная. В дискурсе о войне, в отличие от ее изначальной общенародности и борьбы с врагом, преобладает элемент жертвенности. Эти мотивы усиливаются появившимися новыми практиками, наиважнейшей из которых является «Бессмертный полк». Происходит и переосмысление народа как победителя в войне. Соответственно и миссия в войне Советского Союза также трансформируется.

Ключевые слова:

элиты властные группы смысл войны великая отечественная война властный дискурс elites power groups meaning of war the great patriotic war power discourse

Рубрики:

Социология элиты общества
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: