О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе

О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе



Руткевич Е.Д.
О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 58-76.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5
EDN: PFIPEY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54149911

Размещена на сайте: 12.07.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/3122/ (дата обращения 12.07.2023)



Ссылка при цитировании:

Руткевич Е.Д. О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 58-76.
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5
EDN: PFIPEY

Аннотация

В фокусе внимания этой статьи: определение мира, в котором мыживем в процессе перехода от модернити к пост-модернити; выявление харак-терных черт пост-современного и пост-секулярного; (не) религиозное разнооб-разие в связи с появлением таких типов (не) религиозной идентичности, как «никакие», «не имеющие религии», «духовные, но не религиозные, новые типырелигий, которые оказываются частными примерами, подтверждающими изменения, происходящие в сознании (пост)современного человекам и формирование (не) религиозной идентичности, включающей религию, неверие и духовность. С одной стороны, появляется значительное число «никаких» и неопределенных верующих во многих западных странах, а с другой – происходит рост ирелигиозная мобилизация новых и старых религий, как в западном мире, так и за его пределами. Несмотря на наличие секуляризации, трудно назвать сегодняшний мир секулярным, учитывая, что одновременно происходят «возвращение религии» (нередко в новом качестве и новых формах) в одних обстоятельствах (ислам по всему миру, христианство на Юге), упадок религии в других(ослабление христианства на Западе, повсеместное изменение, умножение религий и распространение все более  экспериментальных, индивидуализированных,духовных ее форм). Религии сегодня наполняется другим содержанием, подразумевающим «новую религиозность», «новые» (обогащенные особой энергией и витальностью) старые религиозные традиции: «новый ислам», «новое христианство», новый индуизм и т.д. И поскольку они обретают новое качество пост-секулярного (независимость, пассионарность, стремление охватить весь мир, когда уже не «религия» приспосабливается к миру, а мир к религии), то и изучатьих логичнее в пост-секулярной парадигме, а не в «парадигме секуляризации».

Ключевые слова:

пост-современное общество деконструкция религии религиозное секулярное «никакие» духовный поворот фундаментализм пост-секулярная перспектива post-modern society deconstruction of religion (non) religious diversity religious secular nones spiritual turn fundamentalism post-secular perspective

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)