Институт социологии
Российской академии наук

Социологический журнал 4-2012

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социологический журнал. 2012. №4.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Р.Н. Абрамов Время и пространство ностальгии с. 5-23

Статья посвящена анализу теоретических подходов к исследованию ностальгии в социальных науках. Рост интереса к прошлому и феномену коллективной памяти способствовал более широкому обсуждению ностальгии как важного элемента взаимодействия индивидуального и общественного сознания с прошлым. Исчезновение советского блока в Центральной и Восточной Европе придало новый импульс ностальгическим настроениям, что повысило интерес исследователей к посткоммунистической ностальгии как массовому феномену. В статье делается обзор текущих концепций ностальгии и высказываются соображения по дальнейшей теоретической экспликации понятия.

Ключевые слова: ностальгия, коллективная память, эмоции, прошлое.

И.И. Краснопольская, Г.С. Солодова Восприятие чужака группой в социологии Г. Зиммеля с. 24-35

В основе статьи лежит понимание природы чужака и группы, предложенное Георгом Зиммелем. Присутствие чужака признается одним из необходимых элементов для осознания и поддержания сплоченности группы. Основное внимание уделено специфике взаимодействий группы и чужака — тому, каким образом группа поддерживает собственные границы и предотвращает проникновение чужака в свою общность. Рассмотрены причины, по которым чужой не принимается группой и не может стать ее полноценным членом. Предполагается, что группа имеет, поддерживает и конструирует границы: с одной стороны, ограничивающие то, что находится внутри группы, ее единство и солидарность; с другой — препятствующие сближению чужака с группой, проникновению его во внутреннюю систему взаимодействий. Границы в работе понимаются как особые пространственные ограничения или социальные практики, которые детерминируют социальные взаимодействия.

Ключевые слова: Георг Зиммель, границы группы, конструирование границ, Другой, типизация чужаков, социальная дистанция.

А.А. Ипатова Как правильно завершить телефонное интервью с. 36-61

В статье предпринята попытка проблематизировать задачу «правильного» окончания интервью. Особое внимание уделено последней минуте разговора, когда происходит прощание интервьюера и респондента. Очевидно, что признаки успешного телефонного интервью — это не только от начала до конца заполненная анкета и регистрационный бланк. Важен тот осадок, который останется после разговора и у респондента (это влияет на его отношение к социологическим опросам в целом), и у интервьюера (от этого напрямую зависит качество его работы). Выделены психологические характеристики, которые должны быть присущи интервьюеру (человеколюбие, воспитанность и проч.). В статье проведен анализ фрагментов окончаний 34 интервью из двух телефонных опросов. Первый проходил в «традиционной» манере, а во втором применялся экспериментальный план: в анкету был добавлен вопрос, понравилось респонденту интервью или нет.

Ключевые слова: завершение интервью, телефонное интервью, вежливое поведение, эффект интервьюера, методика и техника интервьюирования, ошибки интервьюеров, исследовательская этика, вопрос-ответная коммуникация, поведение интервьюера.

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Д.М. Рогозин Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте с. 62-93

Цель исследования — представить теоретические и эмпирические ресурсы для конституирования либеральной позиции по отношению к старшему возрасту. Статья написана по результатам количественного исследования, проведенного в Ивановской области в конце мая 2012 года. По случайной выборке мобильных и стационарных телефонов опрошено 1204 жителя области старше 50 лет. Анализ данных проведен по четырем значимым для либерализации старшего возраста областям: здоровью, занятости, обучению и субъективным оценкам роли и места пожилых в трудовом процессе. Представлена регрессионная модель зависимости субъективной оценки здоровья от социально-демографических переменных. Разработана типология отношения к обучению людей старшего возраста. Показаны основные характеристики разных по отношению к обучению групп пожилых. Рассчитан индекс позитивного отношения к труду.

Ключевые слова: возрастная идентичность, занятость, избегание старости, Ивановская область, либерализация старения, образование пожилых, отношение к труду, старший возраст, стигматизация пожилых.

Т.А. Орешкина Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала как объект муниципального управления с.94-105

В статье рассматриваются особенности муниципального управления и экологической политики в старопромышленных городах Урала. Показано, что модель социального управления является субъект-объектной, что приводит к эскалации экологических проблем и нарастанию социального напряжения.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая политика, СМИ, PR, загрязнение окружающей среды.

СОЦИОЛОГИЯ СМИ

А.И. Черных Медиаритуалы с. 106-129

В статье предпринята попытка ответить на вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками — медиа? Исследование ритуалов как культурных универсалий глобального социума идет по двум основным направлениям: в организационно-производственной системе массовых коммуникаций, ориентированной на постоянное самовоспроизводство, и в системе результатов этой деятельности по упорядочиванию и конструированию повседневности на основе разделенного опыта.

Ключевые слова: медиаритуалы, медиатизация, миф, ритуалы, медиасистема, институты, медиасобытие, фрейминг.

К ЮБИЛЕЮ Д.Л. КОНСТАНТИНОВСКОГО

Д.Л. Константиновский Про погоду и образование с. 130-141

В статье рассматривается значимость так называемых «внешних» по отношению к сфере образования факторов (демографических изменений, государственного регулирования, переструктурирования рынка труда) в ее функционировании и модификации. Показана роль спроса и предложения в дифференциации учебных заведений. Приведены данные об использовании человеческого капитала в России. Внимание сконцентрировано не на отдельных разнонаправленных мерах по реформированию системы образования, а на долгосрочных тенденциях, связанных с современными социальными процессами. Высказаны предположения о возможном развитии образовательной сферы, а также относительно перспектив социологии образования.

Ключевые слова: образование, социальные изменения, человеческий капитал, социальная дифференциация, социология образования.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

М.Ф. Черныш О Четвертом социологическом конгрессе с. 142-148
О.Б. Божков Надежда на возрождение: перевыборы правления СПАС с. 149-153
III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина»: Москва, 28 февраля-1 марта 2013 г. с. 154-156

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ В СОЦИОЛОГИИ

Суд партии «Украина — вперед!» с социологами КМИСа. Владимир Паниотто отвечает на вопросы Бориса Докторова с. 157-167

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

Б.З. Докторов Мир социологии и миры социологов [рец. на книгу: Фирсов Б.М. История советской социологии 1950–1980-х годов. Очерки. СПб.: Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2012] с. 168-178

НОВЫЕ КНИГИ с. 174-178

Книги и Информационно-аналитические бюллетени, изданные на Официальном портале Института социологии РАН в 2012 году с. 179-180

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 181-183

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2012 ГОДУ с. 184-187

СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 188



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: