Глобализация и семья

Глобализация и семья

Т. А. Гурко. Институт социологии РАН.  Глобализация и семья.

Presentations of International Forum “Expanding the role of women in cross-cultural dialogue” June 10 – 11, 2008, Baku, Azerbaijan. Third Session «National Consciousness as a Shield against Turning People into «Particles of Globalization»

Тезисы выступления

Сегодня многие ученые и общественные деятели обсуждают тему глобализации, преимущественно в экономическом аспекте. Социальные последствия экономической и культурной глобализации, в которую постепенно вовлекается и Россия и другие страны СНГ, неизбежно отражается и на частной сфере жизни женщин и мужчин, семейных отношениях. Возможно, постсоветские страны еще не ощущают «симптомы» глобализации, так как эти процессы в большей мере происходят в развивающихся и постиндустриальных странах, и в большей мере получили отражение в работах западных ученых. Ни сторонники, ни противники глобализации не могут изменить происходящий процесс. Поэтому наша задача сегодня состоит в том, чтобы обсудить возможные «риски» глобализации для мужчин и женщин, семьи.

Какие минусы глобализации я увидела как специалист по проблемам семьи и гендерных отношений (что не исключает и явные плюсы и может послужить предметом для дискуссии)?

1. В условиях глобальной экономики люди устремляются в более благополучные государства в поисках высокого заработка и в надежде на лучшую жизнь. Не всегда их ожидания оправдываются. Не важно, кто куда едет, русские в Англию или азербайджанцы в Россию. Они всегда оказываются в положении дискриминируемых по национальному признаку или статусу мигранта, часто бесправны, попадают в экономические ловушки, а женщины чаще могут быть подвергнуты дополнительной эксплуатации, включая сексуальную. Сколько людей пропали, погибли в других странах неизвестно («национальных статистик» не ведется, социологические исследования затруднительны). Политики мультикультурализма и толерантности не всегда приводят к желаемым результатам[1]. Враждебность со стороны граждан принимающих стран отмечается даже в Европейских странах, хотя эти страны принимают мигрантов давно. Эти тенденции начинают возникать и в России.

2. В эпоху империализма миграция разрушает родственные, семейные связи. Даже если люди мигрируют семьями, они не имеют поддержки родственной сети и близких друзей и в случаях переживания стрессов и лишений, часто не способны справиться с ситуацией, что отражается на их браке и детях. Родители терпят лишения, чтобы обеспечить будущее детей в более благополучной в экономическом положении стране. Сами дети быстрее адаптируются к новым условиям, усваивают язык и местную культуру, однако «отрыв от корней» не может не создавать проблем при формировании идентичности, особенно в подростковом возрасте. Семьи мигрантов в инонациональном окружении, испытывающие к тому же и материальные проблемы, часто живут в состоянии перманентного стресса, что не может «компенсироваться» лучшим материальным уровнем жизни.

Неизбежные разделения супругов в случае пусть и временной работы вдалеке от дома (часто и в другом государстве) не способствуют стабильности их брака и эффективному родительству, также как и намерению иметь нескольких детей. Трудоустройство второго супруга на новом месте бывает проблематично, а миграционные правила часто не предполагают приезд в другую страну всей семьи, особенно в случае временных рабочих контрактов.

3. Одним из механизмов глобализации является межстрановый (межнациональный) брак. Мне часто задают вопросы журналисты, в том числе зарубежные о том, какова судьба этих браков. Но эта тема практически не изучена, опять же в «глобальном масштабе» практически не возможно вести статистику или проводить социологическое исследование. Возможно, многие браки оказываются вполне успешными. Но «риски» возрастают в случаях знакомства в Интернет (известно множество случаев, например, когда новый супруги в другой стране «вешали» на жен свои долги или заставляли заниматься проституцией и др.). В любом случае, такие семьи имеют дополнительные проблемы (необходимость согласования культурных норм супружеского поведения, дополнительные конфликты по поводу воспитания детей и др.).

4. Проблему формирования семьи молодыми людьми в условиях глобализации подчеркивают и руководители Европейского межстранового проекта немецкие социологи семьи П. Блоссфелд (Blossfeld) и Х. Хофмейстер (Hofmeister)[2]. Молодые люди испытывают состояние «неопределенности» и неуверенности в будущем и потому не торопятся создавать семью. Небывалое увеличение возраста вступления в брак и уменьшение числа детей в семьях, делают вывод они, связано с возрастающей неспособностью молодежи принимать на себя долгосрочные обязательства (такие как брак и дети). Эта неспособность в свою очередь обусловлена неуверенностью в своих экономических возможностях в условиях глобализации, особенно в странах, где акцентируется роль мужа в качестве добытчика.

5. В условиях глобальной экономики вынуждены работать оба супруга, потому что всегда есть риск потери работы для одного «добытчика». «Жены настолько загружены работой, что это уже не проблема ролевого конфликта, и «перегруженности», как это было 25 лет назад. Это проблема полной несовместимости профессиональной карьеры и семьи для значительной части женщин», что является, по мнению Гиффин (Giffin), следствием «неолиберальной приватизации и нерегулируемости рынка труда» (в данном случае речь идет о Бразилии).

6. В развитых странах уже сложились своеобразные гендерные стратегии на «глобальном брачном рынке». Так, некоторые мужчины стремятся найти жену в тех странах, где установки на гендерное равенство в браке еще не столь распространены как на Западе, а жены готовы «обслуживать мужа». Например, американцы мужчины активно ищут русских женщин, которые «не избалованы» на родине партнерским отношением к ним со стороны русских мужчин. Немецкие мужчины, особенно после 30 лет, также предпочитают супруга из менее развитых в экономическом отношении стран[3]. Таким образом, патриархатные отношения в браке закрепляются глобально.

7. Западные жены, принадлежащие к среднему классу, используют дешевый труд женщин мигранток как по дому, в качестве прислуги, так и в уходе за детьми и престарелыми[4]. И, таким образом, им удается совмещать профессиональные и семейные интересы. Элис Хочсчайлд (Hochschild) считает, что «глобальные цепи ухода» (global care chains) разрывают эмоциональные связи матерей и их детей как на Западе, где матери мало общаются с ребенком, так и в странах, откуда приезжают няни и сиделки. В последнем случае матери ухаживают за чужими детьми и практически не видят своих.

8. Главная угроза − глобализация культуры, о чем пишет польский социолог П. Штомпка. «Местные нормы и ценности, обычаи и мораль, религиозные верования, модели семейной жизни, способы производства и потребления, похоже, исчезают под натиском современных западных институтов…Нынешние глобальные масштабы унификации культуры определяются главным образом средствами массовой коммуникации, особенно телевидением. "Империалистические средства массовой информации" превращают нашу планету в "большую деревню", обитатели которой потребляют один и тот же культурный продукт»[5]. Тенденция разрыва родственных связей как основного механизма трансляции национальной культуры превращает людей в те самые «частички без рода и племени», что грозит в условиях секуляризации обществ создать мир «безкультурья» или в лучшем случае «массовой культуры», которая, в частности, описана полвека назад на примере Америки Л. Гурко[6].

Пожалуйста, комментируйте, присылайте свои статьи, замечания и комментарии на адрес: blog@isras.ru

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[1] Coleman, D. Immigration and ethnic change in low-fertility countries: A third demographic transition .Population and development review. 2006. 32(3), p. 414.

[2] Blossfeld, P. Hofmeister, H. Life courses in the globalization process. Final Report. Otto Friedrich University of Bamberg. 2005.

[3] Glowsky, D. Why do men from wealthy societies marry women from less developed countries? Evidence from Germany. Abstracts of the Conference of ESA “Conflict, citizenship and civil society”, 2007, Glasgow, 3-7 September.

[4] Hochschild, A. Global care chains and emotional surplus value. On the edge: living with global capitalism. A. Giddens and H. Will (Eds.) N.Y.: Vintage books, 2001.

[5] Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. Ред. В.А. Ядов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 71.

[6] Gurko L. Crisis of the American Mind. N.Y. Rider and Company, 1958.