Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияШмидт В.«Спасем наших детей»: к проблеме дискурса кампаний в пользу реформы общественного воспитания детей с инвалидностью в России»

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Шмидт В.

«Спасем наших детей»: к проблеме дискурса кампаний в пользу реформы общественного воспитания детей с инвалидностью в России»


Шмидт Виктория
Масариков университет (Брно)
Кандидат психологических наук, Ph.D in Social Policy

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Шмидт В. «Спасем наших детей»: к проблеме дискурса кампаний в пользу реформы общественного воспитания детей с инвалидностью в России» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2016. Том. 8. № 12. С. 5-20.

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Статья фокусируется на роли дискуссий в социальных медиа и месте гражданского журнализма в современной реформе общественного воспитания для детей с инвалидностью. Дискуссии, имеющие форму кампаний, анализируются с точки зрения противоборствующих дискурсов, пересматривающих подходы к инвалидности или сводящих проблему к своеобразному токенизму как формальной уступке — из-за воспроизведения установок, сохранившихся благодаря наследию советского специального образования. В статье прослеживаются параллели между советским идеологическим дискурсом и идеологической платформой одной из самых ранних публичных кампаний против общественного воспитания (кейс Кристины Анисимовой) в 2008–2009 гг., по поводу девочки, которая прошла жизненный путь от массового детского дома до психоневрологического интерната. Распознавая в дискурсе активистов этой публичной кампаниидефектологическое видение нормы, а также профессиональной помощи и противопоставление семьи учреждению, мы исследуем ограничения «хороших» моральных паник в терминах Коэна как неизбежно воспроизводящих дискурсы, которые соответствуют ожиданиям аудитории, но вместе с тем продолжающие сегрегировать детей с инвалидностью.Соответствуя ожиданиям аудитории социальных медиа, моральные кампании формируют общественное мнение и политику относительно учреждений для детей с инвалидностью. Но гражданский журнализм не должен сводиться к критике упрощенных конструкций и симулякрам гражданского участия. Заключительная часть текста обсуждает опции гражданского журнализма как условия последовательного воспроизведения идей, соответствующих современным подходам к правам детей с инвалидностью. Мы фокусируемся в своем анализе на контрастных материалах, представляющих жанр гражданского журнализма, и приходим к выводам о том, что гражданская журналистика предлагает аудитории предельное личное видение проблемы и бросает значительные вызовы устоявшимся представлениям о должном; таким образом, вместо нормативных предписаний моральных кампаний публике социальных медиа предлагается руководствоваться контекстным знанием и опытом собственного социального участия. В противостоянии моральным кампаниям особое значение приобретает гражданское, а не сим-волическое участие. Альтернативные интервенции, основанные на обсуждении разных точек зрения, осмыслении провалов в помощи воспитанникам учреждений, деконструируют сложившиеся в рамках моральных кампаний интеракции между аудиторией и антрепренерами морали, призывая задуматься над тем, как следует относиться к ставшим привычными предписаниям, чтобы решиться на оказание помощи и продолжать заниматься ею даже после неуспешного опыта.

Литература:

  • Альтшулер Б. Остановить машину истребления детей // Информационный портал Dislife. 2009. 11 марта. URL: http://www.dislife.ru/flow/theme/2020/ (дата обращения: 24.12.2016).
  • Вишневецкая Ю. Не учи. Откуда в России берутся новые неграмотные // Русский репортер. 2012. № 26 (255). 3 июля. URL: http://rusrep.ru/article/2012/07/03/neuchi/ (дата обращения:
  • 12.2016).
  • Ильенков Э. В. Проблема идеала в философии // Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике. М.: Искусство, 1984.
  • Кристина ищет маму. 2009. URL: http://devo4kakristina.ucoz.ru/ (дата обращения: 24.12.2016).
  • Кристина-сирота ищет родителей! 2009. URL: http://sos.storona.ru (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. 22 // LiveJournal. 2012а. 11 января. URL: http://dcim.livejournal.com/330534.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Год III // LiveJournal. 2013. 10 июля. URL: http://dcim.livejournal.com/456108.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Молодой человек, у вас есть 24 часа, чтоб переодеться // LiveJournal. 2012б. 24 января. URL: http://dcim.livejournal.com/334023.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Полевое созревание // Эсквайр. 2010а. 11 ноября. URL: http://esquire.ru/fedkovo-kids (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Правда // LiveJournal. 2012в. 17 января. URL: http://dcim.livejournal.com/332452.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Пути // LiveJournal. 2011. 18 августа. URL: http://dcim.livejournal.com/301511.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Рассказ беспризорника // BBC. 2010б. 31 августа. URL: http://www.bbc.co.uk/blogs/legacy/russian/2010/08/ (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Смысл // LiveJournal. 2012 г. 9 июня. Электронная версия. URL: http://dcim.livejournal.com/377834.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Марков Д. Спортивное // LiveJournal. 2012д. 20 октября. Электронная версия. URL: http://dcim.livejournal.com/tag/howard (дата обращения: 24.12.2016).
  • Мещеряков А. И. Познание мира без слуха и зрения // Природа. 1970. № 1. URL: http://scepsis.net/library/id_960.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974.
  • Орлова А. Диагноз — Разночиновка // Милосердие.ру. 2013. 15 января. URL: http://www.miloserdie.ru/articles/diagnoz-raznochinovka (дата обращения: 24.12.2016).
  • Петрановская Л. Карательная психиатрия // Regnum. 2009. 19 мая. URL: http://www.regnum.ru/news/1164917.html (дата обращения: 24.12.2016).
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. http://www.psyperm.narod.ru/K1.htm М.: Просвещение, 1986.
  • Серрикалиева Э., Сироткин С., Суворов А. Обретешь друзей. Алма-Ата: Жалын, 1978.
  • Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания // Обучение и воспитание слепоглухонемых. Вып. 121 (в) / Под ред.
  • И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  • Степина Н. Карательная психиатрия в сиротских учреждениях — результат репрессивной педагогики // Regnum. 2009. 16 мая. URL: http://www.regnum.ru/news/1164276.html
  • ixzz2GZQTKTDS
  • (дата обращения: 24.12.2016).
  • Тульчинская Т. Как система социального призрения в России ломает судьбы детей // Regnum. 2009. 22 февраля. URL: http://www.regnum.ru/news/1128298.html (дата об-
  • ращения: 24.12.2016).
  • Goffman E. Frame analysis. An essay of organization of experience. Northeastern University press: Boston, 1974.
  • Burman E. Deconstructing Developmental Psychology. London, New York: Routledge, 1994.
  • Cohen S. Whose side were we on? The undeclared politics of moral panic theory // Crime, Media, Culture. 2011. № 7 (3). P. 237–243.
  • Dandoy A. Towards a Bourdieusian frame of moral panic analysis: the history of a moral panic inside the field of humanitarian aid // Theoretical criminology. 2015. № 19 (3). P. 416–433.
  • Dufrasne M., Patriarche G. Applying genre theory to citizen participation in public policy making: theoretical perspectives on participatory genres // Communication Management Quarterly. 2011. № 21. P. 61–86.
  • Farocki H. Working on the sight lines // Film culture in transition / Еd. by T. Elsaesser. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2004.
  • James A., Jenks Ch., Prout A. Theorizing childhood. Cambridge: Polity Press, 1998.
  • Walkerdine V. Developmental psychology and the study of childhood // Introduction to childhood studies / Еd. by M. Kehily. Buckingham: Open University Press, 2009. P. 112–124.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 8. № 12.
>> Архив журнала