Журнал: Наука. Культура. ОбществоПевная М. В., Минченко Д. В., Белов А. А.Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи

Журнал: Наука. Культура. Общество

Певная М. В., Минченко Д. В., Белов А. А.

Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.2
Певная Мария Владимировна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления
Минченко Дарья Вячеславовна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
магистрант Института экономики и управления
Белов Антон Александрович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
аспирант 2 года обучения Института экономики и управления

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Певная М. В., Минченко Д. В., Белов А. А. Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи // Наука. Культура. Общество. 2023. Том. 29. № 3. С. 53-68.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.2. EDN: IQADBG

Рубрика:

Исследования социокультурных процессов в гражданском обществе

Аннотация:

В статье анализируются изменения мотивации волонтёрской деятельности российских старшеклассников и студентов. Теоретической основой представленного исследования выступает концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи, согласно которой мотивация рассматривается как социокультурный регулятор волонтерства. Анализ мотивации волонтёрской деятельности молодёжи в условиях её многолетней целенаправленной регуляции приобретает особую актуальность. Авторами анализируются результаты социологического опроса учащейся молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (n – 996, выборка квотная, 2022). В исследовании выявлено, что мотивация волонтёрской деятельности учащейся молодёжи крупнейшего российского региона отражает тренды на конкретизацию волонтёрских усилий в молодёжном сознании и важность понимания прикладного результата от них как для общества, так и для себя лично, а также предпочтения добровольческих практик конструктивного гражданского поведения, позволяющих молодёжи самореализоваться. Волонтёрскую активность старшеклассников стимулируют альтруистическая мотивация и запросы на приобретение уверенности в себе и своих силах. Мотивация волонтёрской деятельности студентов за последние два года стала более прагматична и сопряжена в период обучения в колледже с выстраиванием социальных связей и расширением возможностей для трудоустройства, в период обучения в высшей школе – с потребностью в реализации профессиональной или общественно-политической карьеры. Результаты опроса доказывают, что внутренняя мотивация волонтёрской деятельности как показатель интериоризации ценностей волонтерства и принятие этой активности как своей не формируется внешней средой, где организуются молодёжные волонтёрские проекты – школой, колледжами, университетами, молодёжными организациями, а зависит от регулярности волонтёрского участия молодёжи и следствия этого вовлечения, то есть волонтёрской самоидентификации. Определённым свидетельством адаптации молодёжи к условиям популяризации волонтёрской деятельности и её принятия в свой жизненный мир поколением являются практики, в которых молодые люди и девушки приобретают как добровольцы опыт безвозмездной деятельности в формате онлайн. Именно эти практики напрямую связаны с внутренней мотивацией волонтёрской деятельности, которая детерминирует готовность молодых волонтёров продолжать эту активность.

Литература:

  • 1. Зубок Ю. А., Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 89–105. DOI 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105. EDN UOMSPG.
  • 2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм саморегуляции в политической жизни молодежи // Социология власти. 2011. № 6. С. 9–20. EDN OKIXDV.
  • 3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 6. С. 215–231. DOI 10.15838/esc.2020.6.72.13. EDN NWMEAQ.
  • 4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 2. С. 142–155. EDN NRBHSN.
  • 5. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С. Опыт структурно-таксономического исследования самоорганизации жизнедеятельности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 59–75. DOI 10.17223/1998863X/53/7. EDN JOGDIE.
  • 6. Seigfried-Spellar K. C., Lankford C. M. Personality and online environment factors differ for posters, trolls, lurkers, and confessors on Yik Yak // Personality and individual differences. 2018. Vol. 124. P. 54–56. DOI 10.1016/j.paid.2017.11.047.
  • 7. Руденкин Д. В., Руденкина А. И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски // Juvenis scientia. 2019. № 1. С. 43–48. DOI 10.32415/jscientia.2019.01.10. EDN YUTRJB.
  • 8. Шамионов Р. М., Суздальцев Н. В. Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 1. С. 21–38. DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38. EDN RMLEQQ.
  • 9. Иванов Р. В. Активизация участия молодежи в волонтерской деятельности // Социология. 2022. № 1. С. 101–122. EDN CUIZKJ.
  • 10. Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4–12. DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1688. EDN KFHOUI.
  • 11. Мацюк Т. Б. Волонтерская деятельность студентов вуза как ресурс формирования профессионально важных качеств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 3. С. 80–91. EDN ZSUJAT.
  • 12. Greenleaf S., Ries P. D. Citizen advisory boards in urban forestry: Who are members and why do they serve? // Urban Forestry & Urban Greening. 2020. Vol. 47. Article 126553. DOI 10.1016/j.ufug.2019.126553.
  • 13. Шульгина Т. А., Кетова Н. А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 116–124. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124. EDN YHEJZS.
  • 14. Astin A. W., Sax L. J. How undergraduates are affected by service participation // Journal of College Student Development. 1998. No. 39(3). P. 251–263.
  • 15. Wise N., Kohe G. Z., Koutrou N. Sport volunteering, educational leadership and social transformation // Sport, Education and Society. 2021. № 26(9). P. 945–951. DOI 10.1080/13573322.2021.1946028.
  • 16. Anheier H. K., Salamon L. M. Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons // Law and Contemporary Problems. 1999. Vol. 62, No. 4. P. 43–65. EDN GYJHWV.
  • 17. Smith K., Holmes K., Haski-Leventhal D. [et al.]. Motivations and benefits of student volunteering: comparing regular, occasional, and non-volunteers in five countries // Canadian journal of nonprofit and social economy research. 2010. No. 1(1). P. 65–81. DOI 10.22230/cjnser.2010v1n1a2.
  • 18. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И. [и др.]. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49–71. EDN SPWLQH.
  • 19. Hersberger-Langloh S. E., Von Schnurbein G., Kang C. [et al.]. For the love of art? Episodic volunteering at cultural events // Voluntas. 2021. № 33. P. 428–442. DOI 10.1007/s11266-021-00392-0.
  • 20. Краснопольская И. И., Гусева П. Д., Мейс Л. [и др.]. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384–408. DOI 10.14515/monitoring.2022.2.2113. EDN RCYDOR.
  • 21. Романцева Е. Е. Особенности мотивации волонтерской деятельности в России // Социология. 2019. № 2. C. 115–121. EDN FSAMJI.
  • 22. Воронина Н. С., Башева О. А. Мотивация волонтеров, участвующих в реагировании на чрезвычайные ситуации: результаты массового опроса // Вестник Института социологии. 2022. T. 13, № 2. C. 65–90. DOI 10.19181/vis.2022.13.2.790. EDN SZGOEV.
  • 23. Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 9–20. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20. EDN ADRDWX.
  • 24. Коган Е. А., Квон Д. А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи // Перспективы науки и образования. 2019. № 4(40). С. 116–125. DOI 10.32744/pse.2019.4.10. EDN GEIQMJ.
  • 25. Супрун Н. Г., Гурьянова И. В., Мартынова Н. В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). C. 236–250. DOI 10.32744/pse.2019.1.17. EDN VUSMHG.
  • 26. Воронова Р. Б. Мотивация участия студентов в волонтерской деятельности как фактор саморазвития // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. T. 11, № 1. EDN HBBUFS.
  • 27. Неделько П. С. Ключевые черты современного российского волонтерства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11(1). С. 76–80. DOI 10.23672/i0210-3405-5241-f. EDN UNEKIB.
  • 28. Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И. [и др.]. Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С. 25–34. EDN BKUPPP.
  • 29. Федорова М. Н. Волонтерство как нерыночная форма развития человеческого потенциала // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 146–157. DOI 10.52180/2073-6487_2021_3_146_157. EDN JPIHCD.
  • 30. Сухарькова М. П. Кадровый потенциал китайской олимпийской волонтерской программы «Пекин 2022» // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 152–164. DOI 10.19181/nko.2022.28.3.11. EDN HLNQZF.
  • 31. Нятина Н. В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3(95). С. 30–33. DOI 10.24158/spp.2022.3.4. EDN POTIBD.
  • 32. Ромашкина Г. Ф., Лисица А. В. Гражданская наука — за и против // Siberian Socium. 2022. Т. 6, № 3. С. 39–59. DOI 10.21684/2587-8484-2022-6-3-39-59. EDN OQNWGW.
  • 33. Bales K. Measuring the propensity to volunteer // Social Policy and Administration. 1996. Vol. 30, Issue 3. Р. 206–226. DOI 10.1111/j.1467-9515.1996.tb00555.x.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 3.
>> Архив журнала