Журнал: НародонаселениеИонцева С. В., Хворостинина П. И.Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал

Журнал: Народонаселение

Ионцева С. В., Хворостинина П. И.

Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал

DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.15
Ионцева Светлана Владимировна
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник
Хворостинина Полина Игоревна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
магистрант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ионцева С. В., Хворостинина П. И. Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал // Народонаселение. 2022. Том. 25. № 1. С. 177-188.
DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.15

Рубрика:

ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Концепция непрерывного образования является частым предметом отечественных и зарубежных исследований. В данной работе предлагается сместить ракурс внимания на инвестиции в человеческий капитал в рамках непрерывного образования. Наряду с рассмотрением этапов становления и развития концепции непрерывного образования, систематизации нормативных источников, уточнением понятийного аппарата и теоретических аспектов внимание также уделяется более дискуссионным научным определениям — формальному и неформальному образованию, информальному образованию, человеческому капиталу. Принимая во внимание все многообразие существующих научных подходов к человеческому капиталу, в работе делается акцент на его духовную составляющую. В связи с этим, инвестиции в сферу образования и, соответственно, в человеческий капитал имеют свои, только им присущие особенности. В частности, накопительный эффект, часто отсроченный процент, совпадение в одном лице инвестора и объекта инвестиционных вложений. Индивид взаимодействует в обществе, поэтому полученный им процент всегда становится частью общего (совокупного) человеческого капитала государства. Инвестиции в образование одного человека могут продолжать приносить бонусы для следующих поколений. Поскольку важная роль в становлении и развитии концепции непрерывного образования принадлежит Европейскому союзу (ЕС), в работе используются данные Мониторинга образования и обуче­ния (Education and Training Monitor) за 2020 г. и анализируется опыт стран-лидеров в развития образовательной сферы и инвестиционной деятельности. Рассматриваемый в ходе данного исследования опыт ЕС по проведению единой образовательной политики и реализации концепции непрерывного образования, включая различные наднациональные программы, может представлять интерес для подобных исследований в России.

Литература:

  • 1. Ломоносов, М. В. О сохранении и размножении российского народа / М. В. Ломоносов // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. — Москва: Наука, 1986. — 536 с.
  • 2. Дьюи, Д. Демократия и образование./ Д. Дьюи. — Москва: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  • 3. Faure, E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow / Е. Faure. — Paris: UNESCO, 1972. — 346 p. ISBN92-3-101017-4.
  • 4. Lengrand, P. An Introduction to Lifelong Education / Р. Lengrand. — Paris: UNESCO Press, 1975. — 157 p.
  • 5. Тоффлер, Э. Третья волна. / Э. Тоффлер. — Москва: АСТ Москва, 2010. — 795 с.
  • 6. Бауман, З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева / З. Бауман. — Москва: Логос, 2002. — 390 с.
  • 7. Becker, G.S. Economic Analysis and Human Behavior / G. S. Becker. // Advances in Behavioral Sciences. — 1987. — No. 1. — P. 3-17.
  • 8. Schultz, T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities / T. W. Schultz // Human resources: fiftieth anniversary colloquium VI. — New York: Columbia University Press, 1972. — 84 р. ISBN: 0-87014-255-0.
  • 9. Kiker, B. F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital / B. F. Kiker // Journal of Political Economy. — 1966. — Vol. 74. — No. 5. — Р. 481-499.
  • 10. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 76 с.
  • 11. Ионцев, В.А. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах / В. А. Ионцев, А. Г. Магомедова // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 89-102. DOI: 10.17059/2015-3-8.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 25. № 1.
>> Архив журнала