Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияБар-Он Д., Адван С.Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян?

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Бар-Он Д., Адван С.

Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян?


Бар-Он Дан
Университет имени Бен-Гуриона (Беэр-Шева)
Профессор поведенческих наук Университета Бен-Гурион в Тель-Авиве, содиректор центра PTIME (Институт исследования миротворчества на Ближнем Востоке)Публикации: Bar-On, Dan (1999). The Indescribable and the Undiscussible: Reconstructing Human Discourse After Trauma. Budapest, Hungary: Central European University Press. Bar-On, Dan. (1995). Fear and Hope: Life-Stories of Five Israeli Families of Holocaust Survivors, Three Generations in a Family. Harvard University Press: Cambridge, MA
Адван Сэми
Университет Вифлеема (Вифлеем)
Профессор педагогики Вифлеемского университета, содиректор центра PTIME (Институт исследования миротворчества на Ближнем Востоке)

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бар-Он Д., Адван С. Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян? // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2004. Том. 2. № 2-3. С. 43-51.

Рубрика:

Индивид и общество

Аннотация:

В периоды войн и конфликтов нации склонны выстраивать свой метанарратив (как собственное изложение событий), который, с их точки зрения, является единственно истинным. Такой метанарратив «развенчивает», даже представляет варварским нарра­тив врага. Если последний и проговаривается, то подается как не имеющий оправдания, противник предстает в нем безликим, аморальным, его позиция - иррациональной, кото­рой он легко манипулирует. Подобный нарратив встраивается в повседневную культуру, национальные и религиозные обряды (празднества), в средства массовой информации и школьные учебники. Школьные учебники становятся формализованной презентацией идеологии и этики данного общества. Они содержат ценности, цели и мифы, которые общество хочет внушить следующему поколению (Apple, 1979; Bourdieu, 1973; Luke, 1988). Дети, которые взрослеют во времена войн и конфликтов, знают только один нарратив - своего народа. Предполагается, что такой нарратив должен убедить их раз и навсегда в необходимости дискредитации противной стороны. Обычно он используется в системе образования как рациональная основа, оправдывающая применение силы для подавле­ния врага. Это приводит не только к формированию узкого и упрощенного понимания мира у детей, но и к развитию негативного отношения к «другому» (Levinas, 1990).

Литература:

  • Adwan, S. and Firer, R. (1997) The narrative of Palestinian Refugees During the War of 1948 in Israeli and Palestinian History and Civic Education Textbooks. UNESCO, Paris.
  • Adwan, S and Firer, R.(1999) The Narrative of the 1967 war in the Israeli and Palestinian History and Civics Textbooks and Curricula Statement. Eckert Institute: Braunschwieg, Germany.
  • Al-Ashmawi, F. (1996) The Image of the Other as Presented in History Booklet. International Textbooks Research, 18 (2): 221?229. Braunschweig, Germany.
  • Angvik, M. and von Borries, B., ?ds. (1997) Youth and history: A comparative European survey on historical consciousness and political attitudes among adolescents. Hamburg: Koerber Foundation.
  • Apple, M.W. (1979) Ideology and curriculum. London: Routledge and Kegan Paul.
  • Bar-Tal, D. (1995) The rocky road toward peace: Societal beliefs in times of intractable conflict, the Israeli case. Jerusalem: The Hebrew University, School of Education (in Hebrew).
  • Bourdieu, P. (1973) Cultural reproduction and social reproduction. In R. Brown (?d) Knowledge, education and cultural change, 71?112. London: Tavistock.
  • Luke, A. (1988) Literacy, booklet, and ideology. London: Falmer Press.
  • Nave, E. and Yogev, E. (2002). Histories: Towards a dialogue with yesterday, Tel-Aviv: Bavel (in Hebrew).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2004. Том. 2. № 2-3.
>> Архив журнала