Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Лупанова Е. М.
Образ М.В. Ломоносова в исторической памяти современной молодежи

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5369

Лупанова Евгения Михайловна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел истории Кунсткамеры и российской науки XVIII в. (Музей М.В. Ломоносова)

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Ссылка при цитировании:

Лупанова Е. М. Образ М.В. Ломоносова в исторической памяти современной молодежи // Социологический журнал. 2017. № 3. 163-182.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5369

Рубрика:

ЭССЕ

Аннотация:

В статье рассмотрена личность М.В. Ломоносова, имеющая важное значение для российской национальной идентичности, в контексте понятия «места памяти» или «фигуры воспоминания». Исследование проведено на материалах опроса экскурсантов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН на экспозиции «Музей М.В. Ломоносова» в возрасте от 10 до 20 лет в 2016–2017 гг. Результаты опроса позволяют судить о том, что знает современная молодежь о великом ученом и насколько его личность интересна посетителям музея. Автор приходит к выводу, что несмотря на наблюдающуюся в печати деидеализацию героя и на то, что опрошенные не показали блестящих знаний истории, М.В. Ломоносов остается значимой личностью для российских студентов и школьников. Особый интерес для них представляют его изобретения и открытия. Вопреки ожиданиям, подростки реже отмечали в качестве интересных для них вопросы, связанные с личной жизнью Ломоносова и курьезными фактами.

Ключевые слова:

историческая память; место памяти; молодежная культура; национальная идентичность; история науки; Музей М.В. Ломоносова (МАЭ РАН)

Литература:

  1. Берков П.Н. Ломоносовский юбилей 1865 г. (страница из истории общественной борьбы шестидесятых годов) // Ломоносов: Сборник статей и материалов. Вып. II. М.: АН СССР, 1946. С. 216–247.
  2. Бочарников О. Как жить в эпоху постправды. Почему сегодня размываются границы между истиной и вымыслом. Как это происходит и чем нам грозит // Newtonew [электронный ресурс]. Дата обращения 08.01.2016. URL: .
  3. Веревкин А.Б., Баранец Н.Г., Химин Ю.Ю. Влияние СМИ и кинематографа на культурную память отечественного научного сообщества // Власть. 2015. № 10. С. 23–127.
  4. Дмитриев А.Н. Институт истории науки и техники в 1932–1936 гг. (Ленинградский период // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 1. С. 3–36.
  5. Дмитриев И.С., Карпеев Э.П. Герой и мученик российского Просвещения // Природа. 2011. № 11. С. 11–20.
  6. Зенько С.В., Субарева О.А. Музей и посетитель: новая форма взаимодействия (на примере «программы выходного дня» МАЭ (Кунсткамера) РАН) // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 289–293.
  7. Иванова С.В. Пути развития музейной педагогики // Музейная педагогика как область педагогической науки. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. С. 4–14.
  8. Илле М.Е. Петербуржцы в театрах, на концертах и выставках. Исследование художественной жизни Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI века. СПб.: Норма, 2008. — 112 с.
  9. Карпеев Э.П. Русская культура и Ломоносов. СПб.: Наука, 2005. — 139 с.
  10. Кашницкий С. Что о дураке жалеть! 300 лет русскому гению М.В. Ломоносову // Аргументы и факты. Москва. 16–22 ноября 2011. С. 79.
  11. Кирсанов В.С. Возвратимся к истокам? (Заметки об Институте истории науки и техники АН СССР, 1932–1938 гг.) // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 1. С. 6–7.
  12. Кулябко Е.С. Ломоносовский юбилей 1911 г. // Литературное творчество М.В. Ломоносова. М.; Л.: АН СССР, 1962. С. 300–312.
  13. Мелешко В.И. Михайло, сын… Петра Великого? Кому нужны сплетни, слухи и домыслы о русском гении // Учительская газета. 25 октября 2011. № 43. С. 24.
  14. Миллер А.И. Юбилей 1812 года в контексте политики памяти современной России // Два века в памяти России. 200-летие Отечественной войны 1812 года. СПб.: ЕУ СПб, 2015. С. 7–24.
  15. Минина С.Б., Юхневич М.Ю. Музей, который ищет взаимности // Музей для всех: Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. Вып. 4. М.: АПРИКТ, 2003. С. 23–29.
  16. Михайло Ломоносов — сын Петра I // Советский Мурман. 16 ноября 1991 г. С. 3; 20 ноября 1991 г. С. 3; 21 ноября 1991 г. С. 3.
  17. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2005. № 2–3 (40–41). С. 202–208.
  18. Рабинович И.М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. 1974. Вып. 19. С. 223–230.
  19. Сабурова Т.А. От минувшего к грядущему: «связь времен» в историческом сознании русской интеллигенции XIX века // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2005. С. 198–223.
  20. Свердлов М.Б. М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России. СПб.: Нестор-история, 2011. — 916 с.
  21. Симонов Р.А. Ятронаучный этап естественнонаучной книжности (конец XV – начало XVIII вв.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2007. № 1. С. 58–89.
  22. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2005. № 2–3 (40–41). С. 8–27.
  23. Шенк Б.Ф. Концепция “lieux de memoire” [электронный ресурс]. Дата обращения 14.09.2017. URL: .
  24. Шторм Г. Михайло Ломоносов // Правда. 19 ноября 1936 г. С. 3.
  25. Collins R. The Petrine Instauration. Religion, Esotericism and Science at the Courte of Peter the Great, 1689–1725. Leiden, Boston: Brill, 2012. — 576 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: