Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Воробьева Е. С.
О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.16.6

независимый исследователь

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Воробьева Е. С. О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. № 16. С. 70-80.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.16.6

Рубрика:

Визуальная социология

Аннотация:

Статья посвящена визуальному анализу гендерных аспектов современного татуирования. Объектом исследования является татуирование мужчин и женщин, предметом — гендерные репрезентации в татуировках. Показано, что современное татуирование, в основной своей массе, воспроизводит культурный дискурс нормативной фемининности и маскулинности. Однако некоторые потребители татуировок бросают этой нормативности вызов. Выделены и интерпретированы три типа татуировок у обоих полов: (1) татуировки, транслирующие гендерную принадлежность их носителей, (2) гендерно нейтральные татуировки и (3) татуировки с гендерной трансгрессией. Визуальный анализ татуировок дополнен небольшим количеством примеров из ранее проведенных автором интервью с татуированными респондентами.

Ключевые слова:

татуирование; репрезентация гендера; потребительское поведение; визуальный анализ

Литература:

  1. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1–2. / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.
  2. Ваньке А. Мужская сексуальность в дискурсе журнала Men’s Health // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: сб. ст. под ред. Е. Здравомысловой и А. Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. С. 178–209.
  3. Винсент С. Дж. Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней. М.: НЛО, 2016.
  4. Воробьёва Е.С. Формирование мотивации ктатуированию как механизм конструирования идентичности // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://teoriapractica.ru/rus/fles/arhiv_zhurnala/2016/6/sociology/vorobiyova.pdf (дата обращения: 08.10.2017)
  5. Гоффман И. Гендерный дисплей // Жеребкина И. А. (ред.) Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / под ред. С. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306–335.
  6. Женщина и визуальные знаки: сб. ст. / под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000.
  7. Кирилина А. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации (Серия: «Учебные пособия по гендерной теории в гуманитарных науках»). М.: РОССПЭН, 2004.
  8. Кон И. Отцовство как компонент мужской идентичности // Демоскоп Weekly. 2006. № 237–238. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit03.php (дата обращения: 08.10.2017)
  9. Кук Д. Третье плавание капитана Джеймса Кука. М.: Мысль, 1971.
  10. Леви-Стросс К. Печальные тропики / Пер. с фр. Г. А. Матвеевой; науч. консультант и авт. предисл. Л. А. Файнберг. М.: Мысль, 1984.
  11. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2012.
  12. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. М.: Интербук, 1990.
  13. О мужественности: сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: НЛО, 2002.
  14. Ратцель Ф. Народоведение / [Соч.] проф. д-ра Фридриха Ратцеля; Пер. со 2-го соверш. перераб. нем. изд., с разреш. изд. подлинника, с библиогр. указ., [предисл.] и доп. Д. А. Коропчевского. 2-е изд. со стереотип. Т. 1–2. СПб.: Просвещение, 1902.
  15. Российский гендерный порядок: социологический подход / под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
  16. Чернова Ж. Нормативная мужская сексуальность: (ре)презентации в медиадискурсе // В поисках сексуальности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб., Дмитрий Буланин, 2002. С. 527–549.
  17. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / cост. В. Андреева и др. М.: Локид: Миф, 1999.
  18. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. — СПб., 1997.
  19. Dawson M. The consumer trap: Big business marketing in American life. Champaign: University of Illinois Press, 2003.
  20. Dohscha S., Ozanne J. L. An ecofeminist analysis of environmentally sensitive women using qualitative methodology: The emancipatory potential of an ecological life // Journal of Public Policy and Marketing, 2003. № 20(2). Р. 201–214.
  21. Kozinets R. V. Can Consumers Escape the Market? Emancipatory Illuminations from Burning Man // Journal of Consumer Research, 2002. № 29(1). Р. 203.
  22. Kozinets R. V. and Handelman J. Adversaries of consumption: Consumer movements, activism, and ideology // Journal of Consumer Research, 2004. № 31(3). Р. 691–704.
  23. Le Breton D. Tatouages et piercing… un bricolage identitaire? // Identite(s): L’individu, le groupe, la societe. Paris, 2004. P. 109–115.
  24. Sanders C. R. Marks of mischief: Becoming and being tattooed // Journal. of contemporary ethnography. Newbury Park, 1988. Vol. 16. N 4. P. 395–432.
  25. Spencer B. The native tribes of central Australia / Ed. by Spencer B. and F. J. Gillen. Macmillan and Co., Limited: The Macmillan Company, 1899.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. № 16.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: