Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияГибадуллина М. Р.Опыт работы в религиозном поле: рефлексия на примере исследований в Республике Татарстан

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Гибадуллина М. Р.

Опыт работы в религиозном поле: рефлексия на примере исследований в Республике Татарстан

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.5
Гибадуллина Миляуша Рустамовна
Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия
Научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Гибадуллина М. Р. Опыт работы в религиозном поле: рефлексия на примере исследований в Республике Татарстан // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том. 14. № 2. С. 80-92.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.5. EDN: VQBEXR

Рубрика:

Исследовательская рефлексия

Выражение признательности

Статья подготовлена участником «Программы стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ» на базе кафедры анализа социальных институтов на основе данных, полученных в период стажировки.

Аннотация:

Статья представляет собой исследовательскую рефлексию вхождения и работы в религиозном поле, описание физического контекста исследования и фрейма исследователя в конкретном случае через основные аспекты: идентичность исследователя (пол, возраст, национальность), собственная исследовательская позиция, определяемая через соотношение инсайдерства и аутсайдерства. Автор обращает внимание на то, что позиция исследователя не может быть четко определена через категории инсайдера и аутсайдера, каждый участник исследования имеет сложную систему идентичностей, культурных и социальных маркеров, которые обязательно будут иметь точки соприкосновения, пересечения и расхождения. В статье раскрыты особенности осуществления эмпирической части исследования, посвященного жизненным стратегиям молодых мусульман, в частности вопросы организации исследования, налаживания коммуникации с исследовательским полем, проведения интервью.

Литература:

  • Брилева Д.С. Антропологический аспект инсайдерства и аутсайдерства в исламоведении // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 4. С. 46—57. DOI: https://doi.org/10.21779/2077-8155-2016-7-4-46-57
  • Галкин К.А. Карьерные стратегии молодых сельских врачей Ленинградской области: нарративный анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 1. С. 158—167. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-158-167
  • Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
  • Дивисенко К.С., Дивисенко О.В. Биографическое исследование реинтерпретации личной истории у православных верующих // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 4. С. 24—37.
  • Дони Т. Социология религии и новые границы качественного исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 3. С. 256—268.
  • Ионин Л.Г. Георг Зиммель — социолог (критический очерк) / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1981.
  • Климов И.А. ИНТЕР-энциклопедия: когнитивное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 4. С. 114—127.
  • Кучмаева О.В. Семья и карьера: выбор жизненной стратегии московским студенчеством // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. М.: Экон-Информ, 2019. С. 82—87.
  • Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 108—129. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2016.4.46.6
  • Островская Е.А. Религиозное «еврейство»: опыт биографического нарратива в закрытой группе // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 110—118.
  • Рогозин Д.М. В тени опросов, или будни полевого интервьюера. М.: Страна Оз, 2017.
  • Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. Качественная методология как ресурс социального прогнозирования: возможности и ограничения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 1—11. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.3.01
  • Русакова М.М. Социологическая модель жизненных траекторий женщин, вовлеченных в проституцию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 249—262. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.303
  • Сэлф Б. Как провести интервью во время и после пандемии COVID-19 // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 4. С. 9—27. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.1
  • Тупахина О.В. Религиозная биография как форма нарративизации жизненного мира верующих (на примере православных христиан) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 1. С. 185—197.
  • Филькина А.В. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции: автореферат дис. ... к. соц. наук. М., 2009.
  • Форум: Опасности поля: перспектива исследователя // Антропологический форум. 2021. № 48. С. 11—88. DOI: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2021-17-48-11-88
  • Чудова И. Постмодернистская социология и качественная методология: идеологические пересечения // Социальная реальность. 2008. № 6. С. 102—110.
  • Willms C. Irritations, Findings, and Transformation Following an Interview with a Female Muslim Environmentalist: (Narrative) Positioning and Self-Reflexivity in Relation to Interview Analysis // Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. 2022. Vol. 23. № 1. DOI: https://doi.org/10.17169/fqs-23.1.3746

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 14. № 2.
>> Архив журнала