Журнал: Гуманитарий Юга РоссииПечкуров И. В.Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте

Журнал: Гуманитарий Юга России

Печкуров И. В.

Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4
Печкуров Илья Васильевич
Южно-Российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Печкуров И. В. Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте // Гуманитарий Юга России. 2022. Том. 11. № 2. С. 58-67.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.2.4. EDN: TYQRPO

Рубрика:

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Целью исследования является феномен демонстративного потребления в современном российском обществе.   Методологическую базу исследования составляют конструктивистский подход, феноменологическая дескрипция потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования.   Результаты исследования. В статье рассматривается феномен демонстративного потребления в современном российском обществе, формулируются основные подходы к его изучению в рамках методологической схемы, включающей в себя конструктивистский подход, феноменологическую дескрипцию потребительских практик акторов и социокультурное исследование историко-культурного контекста его формирования. Автор обосновывает исследовательскую эффективность данной методологической схемы, анализирует на ее основе специфику демонстративного потребления как символического языка современной индивидуалистической культуры, исследует в широком историко-культурном контексте социокультурные факторы формирования и распространения демонстративного потребления в современном российском обществе, показывает, что демонстративное потребление являет собой стратегию самоконструирования личной идентичности в редуцированном формате.   Перспективы исследования. Демонстративное потребление на массовом уровне представляет собой черту современного постмодернового мира, и его изучение открывает доступ к более глубокому постижению социальной и культурной сущности процессов современности.  

Литература:

  • Баханов А. Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 248–254.
  • Новак М. В. Идеология консюмеризма в массовой культуре современной России: философско-культурологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2012. 22 с.
  • Охолина И. Е. Шопинг как вид досуга и проявление культуры массового консюмеризма в постиндустриальную эпоху // Вестник ТГПУ. 2014. № 4 (145). С. 31–34.
  • Черных С. С., Воденко К. В., Коваленко А. М., Чернов И. В. Демонстративное потребление молодежи в условиях экспансии информационного общества и глобальной цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2019. № 8. С. 179–189.
  • Шевченко Д. Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009. 26 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 11. № 2.
>> Архив журнала