Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Окольская Л. А.Списки подсказок для измерения родительских ценностей с точки зрения типологии Шварца

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Окольская Л. А.

Списки подсказок для измерения родительских ценностей с точки зрения типологии Шварца

DOI: https://doi.org/10.19181/4m.2022.31.1-2.1
Окольская Лидия Александровна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник сектора исследований личности

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Окольская Л. А. Списки подсказок для измерения родительских ценностей с точки зрения типологии Шварца // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2022. № 54-55. С. 7-44.
DOI: https://doi.org/10.19181/4m.2022.31.1-2.1. EDN: VTYOKG

Рубрика:

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация:

В статье рассматриваются методики измерения родительских ценностей в ключевых исследованиях с 1920-х по 2010-е гг. Списки желаемых качеств детей, предлагаемых респондентам для выбора или оценки, анализируются с точки зрения ценностной типологии Шварца, включающей измерения сохранения – открытости изменениям и самоутверждения – заботы о других. Установлено, что вопросники детализируют социально ориентированные ценности больше, чем индивидуалистические, причем сильнее акцентируют качества иерархической социальности, такие как послушание, опрятность, хорошие манеры, и уделяют меньше внимания альтруистическим видам поведения. Индивидуалистические ценности самостоятельности, самоутверждения и гедонизма не всегда получают адекватное отображение в вопросниках, что может быть связано с ограничительным характером ценностей для других по сравнению с ценностями для себя.

Ключевые слова:

родительские ценности; нормативные ожидания; типология ценностей Шварца; конформность; автономия; вопросник

Литература:

  • Kluckhohn C. Values and value-orientations in the theory of action: an exploration in definition and classification // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. A. Shils. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955. P. 388–433.
  • Williams R.M.-Jr. American society: a sociological interpretation. 2nd ed. New York: Knopf, 1960. 575 р.
  • Kohn M.L., Schooler C. Class, occupation, and orientation // American Sociological Review. 1969. Vol. 34, № 5. P. 659–678.
  • Rokeach M. The role of values in public opinion research // The Public Opinion Quarterly. 1968–1969. Vol. 32, № 4. P. 547–559.
  • Дюркгейм Э. Моральное воспитание / Пер. с фр., вступ. ст., примеч. А.Б. Гофмана; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 456 с. ISBN 978-5-7598-2530-2. DOI: 10.17323/978-5-7598-2530-2. EDN: QOJUNL.
  • Allport G.W. Study of Values: A Scale for Measuring the Dominant Interests in Personality. Manual. 3rd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1960. 19 p.
  • Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотива¬ции и как это меняет мир / Пер. с англ. С.Л. Лопатиной, под ред. М.А. Завадской, В.В. Костенко, А.А. Широкановой; научн. ред. Э.Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с. ISBN 978-5-244-01202-6.
  • Hofstede G. National cultures in four dimensions: a research-based theory of cultural differences among nations // International Studies of Management & Organization. 1983. Vol. 13, № 1–2. Cross-Cultural Management: II. Empirical Studies. P. 46–74.
  • Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: lessons from the European Social Survey / Ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. London: Sage, 2007. Р. 161–193. DOI: 10.4135/9781849209458.n9.
  • Kaasa A. Merging Hofstede, Schwartz, and Inglehart into a single system // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2021. Vol. 52, № 4. P. 339–353. DOI: 10.1177/00220221211011244. EDN: DLPAKZ.
  • What values and traits do parents teach to their children? New data from 54 countries / M. Minkov, P. Dutt, M. Schachner [et al.] // Comparative Sociology. 2018. Vol. 17, № 2. P. 221–252. DOI: 10.1163/15691330-12341456. EDN: YBSMFF.
  • Bengtson V.L. Generation and family effects in value socialization // American Sociological Review. 1975. Vol. 40, № 3. P. 358–371.
  • Магун В.С., Руднев М.Г. За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии: [коллективная монография] // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя / Под ред. К. Рогова. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 325–353. EDN: LIOTPG. (Кирилл Рогов внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов)
  • Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown: a study in contemporary American culture. New York: Harcourt, Brace & Co., 1929. 550 p. ISBN 0156595508, 9780156595506.
  • Duvall E.M. Conceptions of parenthood // American Journal of Sociology. 1946. Vol. 52, № 3. Р. 193–203. DOI: 10.1086/219984.
  • Inkeles A. Industrial man: the relation of status to experience, perception, and value // American Journal of Sociology. 1960. Vol. 66, № 1. Р. 1–31.
  • Kohn M.L. Social class and parental values // American Journal of Sociology. 1959. Vol. 64, № 4. P. 337–351. DOI: 10.1086/222493.
  • Lenski G. The religious factor: a sociological study of religion impact on politics, economics, and family life. New York: Doubleday & Company, Inc., 1963. 381 p.
  • World Values Survey Trend File (1981–2022) Cross-National Data-Set / Ed. by C. Haerpfer, R. Inglehart, A. Moreno [et al.]. Madrid; Vienna: JD Systems Institute & WVSA Secretariat, 2022. DOI: 10.14281/18241.23.
  • Inkeles A. Social change and social character: the role of parental mediation // Journal of Social Issues. 1955. Vol. 11, № 2. P. 12–23. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1983.tb00183.x.
  • Winter G. Methodological reflection on “the religious factor” // Journal for the Scientific Study of Religion. 1962. Vol. 2, № 1. P. 53–63.
  • Wuthnow R. “The religious factor” revisited // Sociological Theory. 2004. Vol. 22, № 2. Religion, stratification, and evolution in human societies: essays in honor of Gerhard E. Lenski. P. 205–218. DOI: 10.1111/j.0735-2751.2004.00212.x.
  • Alwin D.F. Trends in parental socialization values: Detroit, 1958–1983 // American Journal of Sociology. 1984. Vol. 90, № 2. P. 359–382.
  • Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; науч. ред. перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 382 с. ISBN: 5-93947-005-X. EDN: YLMHQL.
  • General Social Surveys, 1972–2018: cumulative codebook / T.W. Smith, M. Davern, J. Freese, S.L. Morgan. Chicago: NORC, 2019. 3758 p. ISBN 978-0- 932132-75-8.
  • Morgan W.R., Alwin D.F., Griffin L.J. Social origins, parental values, and the transmission of inequality // American Journal of Sociology. 1979. Vol. 85, № 1. P. 156–166.
  • Pineo P.C., Looker D.E. Class and conformity in the Canadian setting // The Canadian Journal of Sociology / Cahiers Сanadiens de Sociologie. 1983. Vol. 8, № 3. P. 293–317. DOI: 10.2307/3340107.
  • Parents’ child-rearing values and beliefs in the United States and Russia: the impact of culture and social class / J.R.H. Tudge, D.M. Hogan, I.A. Snezhkovac [et al.] // Infant and Child Development. 2000. Vol. 9, № 2. P. 105–121. DOI: 10.1002/1522-7219(200006)9:2<105::AID-ICD222>3.0.CO;2-Y.
  • Child-rearing values in Southern Brazil: mutual influences of social class and parents’ perceptions of their children’s development / J.R.H. Tudge, R.S.C. Lopes, C.A. Piccinini [et al.] // Journal of Family Issues. 2013. Vol. 34, № 10. P. 1379–1400. DOI: 10.1177/0192513X12453820.
  • Petersen L.R., Lee G.R., Ellis G.J. Social structure, socialization values, and disciplinary techniques: a cross-cultural analysis // Journal of Marriage and Family. 1982. Vol. 44, № 1. P. 131–142.
  • Alwin D.F. Changes in qualities valued in children in the United States, 1964 to 1984 // Social Science Research. 1989. Vol. 18. P. 195–236. EDN: HKNBNZ.
  • Pearlin L.I., Kohn M.L. Social class, occupation, and parental values: a cross-national study // American Sociological Review. 1966. Vol. 31, № 4. Р. 466–479.
  • Kohn M.L., Carroll E.E. Social class and the allocation of parental responsibilities // Sociometry. 1960. Vol. 23, № 4. P. 372–392.
  • Kohn M.L. Social class and parent-child relationships: An Interpretation // American Journal of Sociology. 1963. Vol. 68, № 4. P. 471–480.
  • Wright J.D., Wright S.R. Social class and parental values for children: a partial replication and extension of the Kohn thesis // American Sociological Review. 1976. Vol. 41, № 3. P. 527–537.
  • Alwin D.F., Krosnick J.A. The measurement of values in surveys: a comparison of ratings and rankings // Public Opinion Quarterly. 1985. Vol. 49, № 4. P. 535–552. DOI: 10.1086/268949.
  • Granato J., Inglehart R., Leblang D. The effect of cultural values on economic development: theory, hypotheses, and some empirical tests // American Journal of Political Science. 1996. Vol. 40, № 3. P. 607–631.
  • Окольская Л.А. Индивидуалистические и социально ориентированные родительские ценности в российских регионах // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 93–105. DOI: 10.31857/S013216250009298-0. EDN: UJHXFG.
  • Окольская Л.А. Российские родительские ценности в межстрановом контексте с 1990–1991 по 2017–2020 гг. // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 4. С. 32–52. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.4.8643. EDN: RWAAVR.
  • Fjellvang T. Socialization values, cultural-religious zones and modernization theory // European Sociological Review. 2010. Vol. 26, № 2. Р. 196–211. DOI: 10.1093/esr/jcq002.
  • Sieben I., Halman L. Religion and parental values in a secularized country: evidence from the Netherlands // Social Compass. 2014. Vol. 61, № 1. P. 121–140. DOI: 10.1177/0037768613513946.
  • Acevedo G.A., Ellison Ch.G., Yilmaz M. Religion and childrearing values in Turkey // Journal of Family Issues. 2013. Vol. 20, № 10. P. 1–29. DOI: 10.1177/0192513X13504921.
  • Зеликова Ю. Влияние социальной политики и родительских ценностей на семейное поведение и воспитание детей: межстрановой анализ // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 3. С. 343–360. EDN: PFEWOT.
  • Bond M.H., Lun V.M.-Ch. Citizen-making: The role of national goals for socializing children // Social Science Research. 2014. Vol. 44. P. 75–85. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2013.11.002. EDN: SRJKMD.
  • Sieben I. Child-rearing values: the impact of intergenerational class mobility // International Sociology. 2017. Vol. 32, № 3. P. 369–390. DOI: 10.1177/0268580917693954.
  • Xiao H. Class, gender, and parental values in the 1990s // Gender and Society. 2000. Vol. 14, № 6. P. 785–803. DOI: 10.1177/089124300014006005. EDN: JMBXEP.
  • Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, № 1. P. 19–51. EDN: GSHGFR.
  • Doepke M., Zilibotti F. Love, money, and parenting: how economics explains the way we raise our kids. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2019. 368 p. ISBN 9780691184210. DOI: 10.1515/9780691184210.
  • Нормы и мораль в социологической теории: от классических концепций к новым идеям: [монография] / Р.Н. Абрамов, А.В. Быков, К.А. Гаврилов [и др.]; отв. ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамов, И.В. Катерный; ФНИСЦ РАН. М.: Весь Мир, 2017. 288 с. ISBN: 978-5-7777-0706-2. EDN: YVZJMT.
  • Miguel I., Valentim J.P., Carugati F. Social representations of the development of intelligence, parental values and parenting styles: a theoretical model for analysis // European Journal of Psychological Education. 2013. Vol. 28, № 4. P. 1163–1180. DOI: 10.1007/s10212-012-0160-3. EDN: DCTHEJ.
  • Voicu B. Measuring child-rearing values. a research note // Social Change Review. 2012. Vol. 10, № 1. P. 47–70. DOI: 10.2478/scr-2013-0011.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. № 54-55.
>> Архив журнала