Институт социологии
Российской академии наук

Аверьянов Леонид Яковлевич



Аверьянов Леонид Яковлевич
 
доктор социологических наук, профессор
Сотрудник другой организации


Профиль автора в РИНЦ
>> Список всех упоминаний персоны на сайте


Curriculum Vitae

Аверьянов Леонид Яковлевич (10 апреля 1944 – 5 марта 2011)

В 1972 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1978 году закончил аспирантуру Института социологических исследований АН СССР.

В 1974-1976 – ИСИ АН СССР науч. сотр.

Докторскую диссертацию на тему: "Методологические проблемы вопроса в социологии" защитил в 1992 году в Ленинградском государственном университете, на социологическом факультете.

До 2011 года ректор Русского гуманитарного интернет-университета.

Область научных исследований: методология социального познания и методика социологического исследования.

Автор 6 книг и более 100 статей.

Один из немногих авторов исследовал проблему вопроса в социологии, ввел ее  в активный научный оборот. До того проблема вопроса не была зафиксирована в философии, логике и социологии. Достаточно сказать, что ни  один словарь, за исключением словаря Кондакова по логике, не содержал статьи, посвященной проблеме вопроса. После выхода ряда работ Аверьянова проблема вопроса  обрела свою научную основу и стала объектом внимания ученых, прежде всего, в социологии. Предложил свое оригинальное видение логической структуры вопроса, которая долгое время оставалась камнем преткновения для философов и логиков. Исходя из  тесной связи вопроса с процессом познания, ввел понятие концептуально-гипотетического знания как необходимой первичной формы взаимодействия с объектами, находящимися вне сознания.

Активно занимался проблемой контент-анализа, предложил новое его понимание как смыслового выражения искомого показателя, заключенного в обязательном порядке в законченную смысловую форму, в частности, предложение. Контент-анализ рассматривается как одна из двух форм фиксации знания. В этом плане текст (в любой его форме) имеет свою оригинальную структуру и логику построения. В конечном итоге, новая методика и методология контент-анализа позволяет осуществлять многослойную и многомерную интерпретацию текста, значительно расширяя познавательные возможности сознания.

Основные работы: "Искусство задавать вопросы" (1978, 2003) ; "Почему люди задают вопросы" (1990) ; "Социология: что она знает и может" (2001) ; "В поисках своей идеи. ч. 1" (2002) ; "В поисках своей идеи. ч. 2" (2003) ; "Контент-анализ" (2008)



>> Список всех упоминаний персоны на сайте


КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: