Социология: 4М. № 31 Год выпуска Любой201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199319921991 ФИО автора Контекст Где искать В журнале Во всех публикациях Содержание № 31 (2010 г.) ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования В статье обосновывается узкая трактовка ментальных карт как рисунка местности, выполненного информантом по просьбе исследователя. Вводится четыре методических критерия, отличающие ментальные карты от близких методов и практик. На примере эмпирического исследования раскрываются процедурные особенности и эвристический потенциал этого метода. Ключевые слова: ментальные карты, социальное картографирование, образ города, опыт города, сеть, сетевое единство. Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. «Социальная приемлемость риска» как социологическая категория В статье представлен опыт социологической интерпретации понятия «социальная приемлемость риска». Обосновывается роль социологии в междисциплинарной области исследований – рискологии. Рассматривается связь социальной приемлемости риска с социологическими категориями «адаптация» и «коммуникация». Обосновывается потенциал «допустимости ущерба» различными социальными субъектами как показателя социальной приемлемости рисков. Ключевые слова: риск, безопасность, социальная приемлемость риска, адаптационные рисковые стратегии и практики, рисковая коммуникация. Оберемко О.А. Типология межгрупповых противопоставлений: опыт логико-семантического анализа ответов на открытые вопросы В статье представлена разработанная на основе логико-семантической теории антонимии модель кодирования ответов на два открытых вопроса: О ком Вы могли бы сказать «это – мы»? О ком Вы могли бы сказать «это – они»? Модель может использоваться в анализе любой разновидности текстовых данных. Ключевые слова: межгрупповое противопоставление, групповая самоидентификация, антонимия, открытые вопросы, кодирование данных. МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ Татарова Г.Г., Бессокирная Г.П. Типологический анализ рабочих по их отношению к труду В статье предлагается методика типологического анализа рабочих по их отношению к труду. В основе методики – введение четырехкомпонентной структуры концепта «отношение к труду» и ее обоснование посредством применения факторного анализа;формирование логических индексов как классификационных признаков;выделение типологических синдромов, опираясь на методы кластерного анализа и их интерпретация на основе дискриминантного анализа. Ключевые слова: отношение к труду, метаметодика анализа данных, основание типологии, типообразующий признак, логический индекс, классификационный признак, факторный анализ, кластерный анализ, дискриминантный анализ. ОНЛАЙН-ОПРОСЫ Лебедев П.А. Метод онлайновых фокус-групп как исследовательский инструмент В статье анализируются особенности метода онлайновой фокус-группы, отечественный и западный опыт его применения. Предлагается типология исследовательских подходов в зависимости от степени синхронности/асинхронности и способа организации онлайн-дискуссий. Ключевые слова: онлайн-исследования, фокус-группа, онлайн-фокус-группа. Мавлетова А.М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии В статье предлагается основание типологии веб-опросов, опирающихся на представления о концептуальных объектах, на которые экстраполируются результаты исследований. Выделяется пять основных типов веб-опросов, где концептуальный объект приравнивается: к реальным участникам опроса;к посетителям конкретного Интернет-сайта;к определенным социальным группам;к пользователям Всемирной сети;совокупности, состоящей из пользователей и тех, кто не имеет доступ в Интернет. Ключевые слова: веб-исследования, онлайн-опросы, концептуальный объект, ошибка выборки, ошибка охвата, ошибка неответов, панельные исследования, социальные сети, труднодостижимые группы. Стребков Д.О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса Интернет-фрилансеров) На примере опроса русскоязычных электронных фрилансеров в статье рассмотрены преимущества и недостатки онлайн-опросов. В частности, показано, как они позволяют повысить качество эмпирических данных, предоставляя дополнительные возможности как исследователям, так и респондентам. Выделены также недостатки онлайн-опросов: систематические ошибки выборки, получение недостоверной информации, технические и коммуникативные сбои. Ключевые слова: Интернет-опрос, онлайн-опрос, репрезентативность и смещения выборки в онлайн-исследованиях, фрилансеры, контроль за ходом опроса, коммуникация в Интернете. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Бердышев К.В. Вертикальная трудовая мобильность как марковский процесс В статье рассматриваются направления развития класса математических моделей с марковскими свойствами. Обосновывается применимость таких моделей для анализа вертикальной трудовой мобильности. Предлагается методика этого анализа и результаты ее апробации на данных панели RLMS. Ключевые слова: анализ последовательностей, марковская цепь, марковский процесс, марковские свойства, вертикальная трудовая мобильность. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Цылев В.Р. Трудности в преподавании качественной стратегии исследования В статье рассматриваются трудности, возникающие в процессе обучения студентов качественной стратегии исследований и обусловленные противоречиями между теоретическим описанием методологических принципов качественного исследования и встречающимися случаями искажения этих принципов при практическом применении качественных методов. Обосновывается, что эти противоречия обусловлены многозначной трактовкой таких понятий, как парадигма, методология, метод, качественный метод. Ключевые слова: преподавание методов, качественный метод, качественная методология, парадигма, методология, метод, классическое исследование. КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 10+4= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10