Институт социологии
Российской академии наук

Социология: 4М. № 35

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социология: методология, методы, математическое моделирование № 35, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Практики сбора и анализа формализованных данных

Хавенсон Т.Е., Тюменева Ю.А. Переход от корреляционного к квазиэкспериментальному плану в исследованиях школьного образования: опыт применения регрессий с фиксированными эффектами

В статье предпринята попытка выявить причинно-следственные связи характеристик учителей и успеваемости школьников на основе срезовых данных международного исследования школьного образования TIMSS (волна 2007). Подробно описана методология, основанная на регрессионных моделях с фиксированными эффектами, а именно на оценках первой разницы, позволяющая перейти к квазиэкспериментальному плану исследования. Сравниваются результаты, полученные с использованием линейного регрессионного анализа, с результатами, полученными путем применения данной методологии.

Ключевые слова: квазиэкспериментальный план исследования, срезовые данные, регрессионный анализ, регрессионные модели с фиксированными эффектами, школьная успеваемость

Иванюшина В.А., Александров Д.А. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа

Статья посвящена применению метода многоуровневого сетевого диадного анализа (multilevel р2 model) для изучения межэтнических отношений в школе. Обсуждаются возможности, преимущества и ограничения метода; сетевой подход сравнивается с методами изучения мнений и настроений. Приводятся результаты применения моделирования методом р2 для анализа сетей общения в 80 полиэтничных классах школ Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: социальные сети, диадный анализ, гомофилия, межэтнические отношения

Балашова Г.К. Опыт применения методики изучения субъективного благополучия в социологическом исследовании

Тема статьи – описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г.А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и ее успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Ключевые слова: образовательная миграция, субъективное благополучие, функциональное состояние, механизмы адаптации, адаптационное поведение, маятниковая миграция, надежность теста, проверка валидности

Онлайн-исследования

Абрамов Р.Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор

Статья подготовлена на основе анализа материалов российских и зарубежных публикаций и посвящена рассмотрению методологических и содержательных аспектов социальных исследований блогов. Основная задача статьи – обозначить потенциал и показать ключевые проблемы исследований блогосферы. Дается характеристика блогосферы как формы интернет-коммуникаций, характеризуются этические аспекты использования материалов блогов, характеризуются основные методологические стратегии социальных исследований блогосферы.

Ключевые слова: блогосфера, онлайн-исследования, социальные сети, методика социальных исследований.

Гаврилов К.А., Толмач А.Д. Обыденное приписывание ответственности в ситуации теракта: опыт выделения категорий виновных акторов для контент-анализа

На примере текстов, размещенных в интернет-дневниках по поводу теракта в аэропорту «Домодедово», демонстрируется опыт реконструкции категорий акторов, которым обыденно приписывается ответственность за данное неблагоприятное событие. Конструируются системы категорий акторов, действий, выделяются маркеры ответственности. В ходе пилотажа на основе анализа показателей степени согласованности работы кодировщиков определяется применимость разработанных систем категорий в эмпирическом исследовании.

Ключевые слова: приписывание ответственности и вины, категории акторов, контент анализ, блоги, терроризм.

Дискуссия

Орлов А.И. Теория измерений как часть методов анализа данных: размышления над переводом статьи П.Ф. Веллемана и Л. Уилкинсона

Согласно современной парадигме прикладной статистики, теория измерений является неотъемлемой частью методов анализа данных. По мнению П.Ф. Веллемана и Л. Уилкинсона, применение теории измерений «при выборе или для рекомендации тех или иных методов статистического анализа неуместно и зачастую приводит к ошибкам». В статье приведены краткие сведения о роли шкал измерения и применении теории измерений при выборе средних величин, а затем анализируются аргументы П.Ф. Веллемана и Л. Уилкинсона против использования этой теории «при выборе или для рекомендации тех или иных методов статистического анализа». Уточняется ряд вопросов применения прикладной статистики (анализа данных): продемонстрировано влияние поставленной задачи и применяемой модели данных на определение шкал измерения этих данных; разделены области применения разведочного анализа и доказательной статистики.

Ключевые слова: теория измерений, анализ данных, прикладная статистика, шкалы измерения, допустимые преобразования, инвариантность выводов

Переводы

Осгуд Ч. Метод семантического дифференциала в сравнительном исследовании культур (часть II). (Перевод с английского – М.Б.Вильковский)

В статье используется ряд процедур, позволяющих сделать вывод, что во всех шести рассматриваемых языковых группах определители (имеющие вид прилагательных) могут быть сведены к трем очень близким семантическим факторам. Эти три фактора, обозначенные как Оценка, Сила и Активность, рассматриваются как универсальные аспекты аффективной системы значений знаков. Во второй части статьи автор обсуждает использование этих семантических факторов в качестве инструмента измерения в текущих и будущих исследованиях.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: