Институт социологии
Российской академии наук

Социология: 4М. № 38

по-русски    in english    

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социология: методология, методы, математическое моделирование

№ 38, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Практики сбора и анализа формализованных данных

Кузьмина Ю.В. Метод разрывной регрессии и метод отбора подобного по вероятности для оценки эффекта одного года обучения: опыт применения на примере данных PISA 2009 С. 7–37

В статье обсуждается понятие эффекта одного года обучения как возможного показателя эффективности национальных образовательных систем применительно к результатам международного исследования PISA 2009. Рассмотрены особенности оценки вклада одного года обучения с применением квазиэкспериментальных методов – нестрогого дизайна разрывной регрессии и метода отбора подобного по вероятности. Рассмотрены достоинства, ограничения и результаты применения каждого метода. Анализ проведен на данных PISA 2009 для десяти стран.

Ключевые слова: квазиэкспериментальные методы, эффект воздействия, разрывный дизайн регрессии, инструментальная переменная, отбор подобного по вероятности, эффект одного года обучения, сенситивный анализ, PISA

Неформализованные данные: методы сбора и анализа

Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель С. 38–71

Предлагается логическая схема для обоснования объема и состава выборки в качественном исследовании. Выделены осевые характеристики для построения выборки: экспертность (дискурсивная компетентность) и типичность. На примерах из полевой практики демонстрируется оригинальный метод построения модели качественной выборки и способы ее корректирования на всех этапах исследования с применением интервью. Отмечается, что описанный в статье групповой процесс построения «восьмиоконной модели выборки» дает хорошие результаты для развития методической рефлексии исследователя.

Ключевые слова: выборка качественного социологического исследования, объем выборки в качественном исследовании, логические схемы построения выборки, методическая рефлексия, дискурсивная компетентность

Онлайн-исследования

Мавлетова А.М., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Влияние элементов приглашения на увеличение доли откликов в онлайн-опросах С. 72–95

Исследуется влияние разных элементов электронного приглашения на увеличение доли откликов в онлайн-опросах. Представлены результаты методических экспериментов для проверки влияния семи факторов: наличие персонального обращения к респонденту; указание на значимость участия в опросе определенных групп респондентов; указание на то, что респондент был отобран для ответа на специальный блок вопросов; возможность получения результатов опроса; отправитель приглашения; тема письма; наличие изменений в тексте повторных напоминаний. Эксперименты проводились в рамках опросов абитуриентов, студентов и выпускников трех российских вузов. Наиболее значимым фактором оказался статус отправителя приглашения. Приглашение принять участие в опросе от имени декана увеличило долю откликов вдвое по сравнению с приглашением от имени исследовательского центра. Влияние остальных факторов было либо не столь однозначным, либо статистически незначимым. В некоторых группах было обнаружено, что на долю откликов положительно влияют такие факторы, как обращение к респонденту по имени и отчеству, а также указание на специальный отбор.

Ключевые слова: онлайн-опросы, приглашение к опросу, доля откликов, неответы

Колозариди П.В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт С. 96–127

Нередко возникает необходимость брать интервью у респондентов, географически удалённых друг от друга и интервьюера. Современные технологии позволяют делать это с помощью таких сервисов, как Skype, видеоприложение Google и других программ, обеспечивающих видеосвязь между пользователями. Если в одном исследовании используются оба метода – и интервью лицом к лицу и онлайн-интервью, необходимо понимать, сопоставимы ли результаты. Здесь предлагается анализ разнообразных технически опосредованных интервью и возможных различий между интервью лицом к лицу и с помощью онлайн-приложений. В результате выясняется, какие обстоятельства могут привести к искажению результатов и как этого избежать.

Ключевые слова: интервью, качественные методы, качественные онлайн-исследования

Методические эксперименты

Гаврилов К.А. «Шкала мировоззрения»: возможности и ограничения С. 128–164

В статье анализируется методика определения мировоззрения индивидов: ее теоретические основания, восходящие к работам М. Дуглас (где выделяются четыре типа культур – индивидуалистическая, иерархическая, эгалитаристическая и фаталистическая), а также ее эмпирическая реализация, предложенная С. Риппл. С использованием данных онлайн-опроса проверяется ретестовая надежность этой методики и надежность-согласованность. Оценка конструктной валидности этой методики осуществляется на основе эмпирического исследования, изучающего ценность человеческой жизни. Показано, что наличие у респондента того или иного мировоззрения, операционализируемого с помощью набора нормативных суждений на различные темы (о работе, семье, ценностях и др.), слабо влияет на то, какую ценность приписывает респондент человеческой жизни. Обнаруженные единичные случаи влияния мировоззрения на суждения (при определенных обстоятельствах иерархисты оценивают человеческую жизнь выше, чем индивидуалисты, а эгалитаристы характеризуются наибольшей склонностью спасать людей, жизнь которых находится под угрозой) позволяют говорить о невысокой конструктной валидности этой методики.

Ключевые слова: мировоззрение, культура, ценность жизни, социальный контекст, риск, онлайн-исследование

Аналитические обзоры

Лыткина Е.И. Операционализация понятия «аномия» в эмпирических исследованиях: аналитический обзор С. 165–199

Рассматриваются четыре наиболее известные шкалы, использующиеся для изучения аномии или включающие в себя ее индикаторы: Л. Сроула, Г. МакКлоски и Дж. Шаар, Д. Дина и Р. Миддлтона. Сопоставление шкал производится на основе следующих критериев: используемые авторами теоретические конструкты, набор применяемых индикаторов, методология исследования, вопросы надежности и валидности, эмпирические результаты. Показано, что наименее пригодна для измерения аномии шкала Сроула, наибольшее количество индикаторов аномии дают шкалы Дина и МакКлоски и Шаара. Автор предлагает говорить не о шкалах, измеряющих «аномию», а об ее отдельных индикаторах.

Ключевые слова: аномия, операционализация, шкалы для измерения аномии



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: