Социологический журнал 4-2012 Год выпуска Любой201520142013201220112010200920082007200620052001 ФИО автора Контекст Где искать В журнале Во всех публикациях Социологический журнал. 2012. №4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Р.Н. Абрамов Время и пространство ностальгии с. 5-23 Статья посвящена анализу теоретических подходов к исследованию ностальгии в социальных науках. Рост интереса к прошлому и феномену коллективной памяти способствовал более широкому обсуждению ностальгии как важного элемента взаимодействия индивидуального и общественного сознания с прошлым. Исчезновение советского блока в Центральной и Восточной Европе придало новый импульс ностальгическим настроениям, что повысило интерес исследователей к посткоммунистической ностальгии как массовому феномену. В статье делается обзор текущих концепций ностальгии и высказываются соображения по дальнейшей теоретической экспликации понятия. Ключевые слова: ностальгия, коллективная память, эмоции, прошлое. И.И. Краснопольская, Г.С. Солодова Восприятие чужака группой в социологии Г. Зиммеля с. 24-35 В основе статьи лежит понимание природы чужака и группы, предложенное Георгом Зиммелем. Присутствие чужака признается одним из необходимых элементов для осознания и поддержания сплоченности группы. Основное внимание уделено специфике взаимодействий группы и чужака — тому, каким образом группа поддерживает собственные границы и предотвращает проникновение чужака в свою общность. Рассмотрены причины, по которым чужой не принимается группой и не может стать ее полноценным членом. Предполагается, что группа имеет, поддерживает и конструирует границы: с одной стороны, ограничивающие то, что находится внутри группы, ее единство и солидарность; с другой — препятствующие сближению чужака с группой, проникновению его во внутреннюю систему взаимодействий. Границы в работе понимаются как особые пространственные ограничения или социальные практики, которые детерминируют социальные взаимодействия. Ключевые слова: Георг Зиммель, границы группы, конструирование границ, Другой, типизация чужаков, социальная дистанция. А.А. Ипатова Как правильно завершить телефонное интервью с. 36-61 В статье предпринята попытка проблематизировать задачу «правильного» окончания интервью. Особое внимание уделено последней минуте разговора, когда происходит прощание интервьюера и респондента. Очевидно, что признаки успешного телефонного интервью — это не только от начала до конца заполненная анкета и регистрационный бланк. Важен тот осадок, который останется после разговора и у респондента (это влияет на его отношение к социологическим опросам в целом), и у интервьюера (от этого напрямую зависит качество его работы). Выделены психологические характеристики, которые должны быть присущи интервьюеру (человеколюбие, воспитанность и проч.). В статье проведен анализ фрагментов окончаний 34 интервью из двух телефонных опросов. Первый проходил в «традиционной» манере, а во втором применялся экспериментальный план: в анкету был добавлен вопрос, понравилось респонденту интервью или нет. Ключевые слова: завершение интервью, телефонное интервью, вежливое поведение, эффект интервьюера, методика и техника интервьюирования, ошибки интервьюеров, исследовательская этика, вопрос-ответная коммуникация, поведение интервьюера. МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Д.М. Рогозин Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте с. 62-93 Цель исследования — представить теоретические и эмпирические ресурсы для конституирования либеральной позиции по отношению к старшему возрасту. Статья написана по результатам количественного исследования, проведенного в Ивановской области в конце мая 2012 года. По случайной выборке мобильных и стационарных телефонов опрошено 1204 жителя области старше 50 лет. Анализ данных проведен по четырем значимым для либерализации старшего возраста областям: здоровью, занятости, обучению и субъективным оценкам роли и места пожилых в трудовом процессе. Представлена регрессионная модель зависимости субъективной оценки здоровья от социально-демографических переменных. Разработана типология отношения к обучению людей старшего возраста. Показаны основные характеристики разных по отношению к обучению групп пожилых. Рассчитан индекс позитивного отношения к труду. Ключевые слова: возрастная идентичность, занятость, избегание старости, Ивановская область, либерализация старения, образование пожилых, отношение к труду, старший возраст, стигматизация пожилых. Т.А. Орешкина Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала как объект муниципального управления с.94-105 В статье рассматриваются особенности муниципального управления и экологической политики в старопромышленных городах Урала. Показано, что модель социального управления является субъект-объектной, что приводит к эскалации экологических проблем и нарастанию социального напряжения. Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая политика, СМИ, PR, загрязнение окружающей среды. СОЦИОЛОГИЯ СМИ А.И. Черных Медиаритуалы с. 106-129 В статье предпринята попытка ответить на вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками — медиа? Исследование ритуалов как культурных универсалий глобального социума идет по двум основным направлениям: в организационно-производственной системе массовых коммуникаций, ориентированной на постоянное самовоспроизводство, и в системе результатов этой деятельности по упорядочиванию и конструированию повседневности на основе разделенного опыта. Ключевые слова: медиаритуалы, медиатизация, миф, ритуалы, медиасистема, институты, медиасобытие, фрейминг. К ЮБИЛЕЮ Д.Л. КОНСТАНТИНОВСКОГО Д.Л. Константиновский Про погоду и образование с. 130-141 В статье рассматривается значимость так называемых «внешних» по отношению к сфере образования факторов (демографических изменений, государственного регулирования, переструктурирования рынка труда) в ее функционировании и модификации. Показана роль спроса и предложения в дифференциации учебных заведений. Приведены данные об использовании человеческого капитала в России. Внимание сконцентрировано не на отдельных разнонаправленных мерах по реформированию системы образования, а на долгосрочных тенденциях, связанных с современными социальными процессами. Высказаны предположения о возможном развитии образовательной сферы, а также относительно перспектив социологии образования. Ключевые слова: образование, социальные изменения, человеческий капитал, социальная дифференциация, социология образования. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ М.Ф. Черныш О Четвертом социологическом конгрессе с. 142-148 О.Б. Божков Надежда на возрождение: перевыборы правления СПАС с. 149-153 III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина»: Москва, 28 февраля-1 марта 2013 г. с. 154-156 СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ В СОЦИОЛОГИИ Суд партии «Украина — вперед!» с социологами КМИСа. Владимир Паниотто отвечает на вопросы Бориса Докторова с. 157-167 ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ Б.З. Докторов Мир социологии и миры социологов [рец. на книгу: Фирсов Б.М. История советской социологии 1950–1980-х годов. Очерки. СПб.: Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2012] с. 168-178 НОВЫЕ КНИГИ с. 174-178 Книги и Информационно-аналитические бюллетени, изданные на Официальном портале Института социологии РАН в 2012 году с. 179-180 АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 181-183 УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2012 ГОДУ с. 184-187 СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 188 КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 40+0= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10