Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Российская идентичность в социологическом измерении

<<назад

оглавление

>> дальше

3. Особенности самоидентификаций россиян (продолжение)

При этом надо отметить, что выбор той или иной самоидентификации коррелирует, прежде всего, с другими самоидентификациями индивида, а не с объективными или субъективными характеристиками его положения. А это значит, что идентификационный блок является сам на себя замкнутым, относительно автономен от положения индивида в обществе, в том числе и материального, и связан с его базовыми ценностными ориентациями. Скачок в развитии этого блока пришелся на вторую половину 90-х годов, и, судя по тому, что распространенность различных типов самоидентификаций с тех пор практически не меняется, выбранный путь развития идентичности (включая развитие компенсаторных идентичностей взамен утраченных) оказался достаточно успешным. Это означает, что, если никаких серьезных катаклизмов в жизни России в обозримой перспективе не произойдет, можно ожидать сохранения той же картины макро- и микроидентичностей и в ближайшие годы.

Об этом же говорит и распределение различных «Мы-самоидентификаций» в отдельных возрастных когортах.

Как видно из таблицы 8, по ряду позиций от когорты к когорте идет плавное сокращение доли тех, кто имеет соответствующую устойчивую идентификацию. Однако при этом доля лиц с отрицательными самоидентификациями практически не растет и вакуума самопозиционирования себя в социуме через систему сложных социальных связей и отношений ни в одной возрастной когорте не наблюдается.

Таблица 8

«Мы-самоидентификации» представителей различных возрастных когорт, в %

Идентификации

Возрастные когорты

16-25 лет

26-35 лет

36-45 лет

46-55 лет

56-65 лет

С товарищами по работе, учебе

- часто

65

63

59

52

38

- иногда

32

33

38

41

43

- практически никогда

3

4

3

7

19

С людьми своего поколения

- часто

53

53

59

54

64

- иногда

39

42

38

40

33

- практически никогда

8

5

3

6

3

С людьми той же национальности

- часто

52

52

59

54

53

- иногда

39

41

34

37

41

- практически никогда

9

7

7

9

6

С людьми той же профессии, рода занятий

- часто

54

61

63

60

50

- иногда

40

35

33

34

37

- практически никогда

6

4

4

6

13

С людьми, разделяющими те же взгляды на жизнь

- часто

63

63

62

62

59

- иногда

34

31

33

34

36

- практически никогда

3

6

5

4

5

С людьми, живущими в том же городе или поселке

- часто

33

37

43

40

41

- иногда

53

51

50

49

47

- практически никогда

14

12

7

11

12

С гражданами России, россиянами

- часто

34

33

35

35

38

- иногда

51

51

55

49

46

- практически никогда

15

16

10

16

16

С людьми того же материального достатка

- часто

38

43

51

46

52

- иногда

50

48

43

44

40

- практически никогда

12

9

6

10

8

С гражданами СНГ

- часто

12

12

10

11

9

- иногда

48

49

56

53

47

- практически никогда

40

39

34

36

44

Со всеми людьми на планете

- часто

11

9

6

8

6

- иногда

41

38

38

35

32

- практически никогда

48

53

56

57

62

С общностью «советский народ»

- часто

9

10

15

21

19

- иногда

38

41

45

42

41

- практически никогда

53

49

40

37

40

С людьми, близкими по политическим взглядам

- часто

20

21

29

32

31

- иногда

51

50

50

49

49

- практически никогда

29

29

21

19

20

С теми, кто не интересуется политикой

- часто

22

22

21

22

20

- иногда

52

52

54

55

51

- практически никогда

26

26

25

23

29

С европейцами

- часто

7

6

4

8

3

- иногда

34

34

39

32

26

- практически никогда

59

60

57

60

71

Всплеск отрицательных самоидентификаций по товарищам по работе в старшей возрастной когорте (до 19%) связан с наличием в этой возрастной группе значительной доли неработающих пенсионеров, хотя среди них практически каждый второй продолжает идентифицировать себя со своими прежними коллегами по работе. Растет с возрастом и идентичность с людьми, близкими по политическим взглядам, притом, что доля людей, сознательно дистанцирующихся от политики, примерно одинакова во всех возрастных когортах. Для отрицательных же самоидентификаций характерен, прежде всего, рост (с 48% в группе 16-24-летних до 62% в группе 56-65-летних) со всеми людьми на планете и сокращение (с 53% до 37%) идентичности с советским народом.

Не оказывает же возраст влияния на самоидентификации в случаях с людьми той же национальности, с людьми, разделяющими те же взгляды на жизнь, с жителями того же населенного пункта, с гражданами России, с гражданами СНГ и т.п. При этом очень высока во всех возрастных когортах была доля тех, кто никогда не ощущал себя европейцем (57%-60% в когортах до 56 лет и 71% респондентов в возрасте 56-65 лет). Однако последний показатель очень сильно различался по регионам. Так, в Санкт-Петербурге – городе, который изначально строился как «окно в Европу» – европейцем никогда не ощущал себя лишь каждый пятый, в Псковской области – каждый третий. В то же время в Хабаровском крае, например, таких было уже свыше четырех пятых опрошенных. В целом «внеевропейски» были настроены в этом вопросе и москвичи – 80% их никогда не чувствовали себя европейцами.

Очень тесно идентификация себя с европейцами, как, впрочем, и со всеми людьми на планете, оказалась связана с регулярным использованием сети Интернет – среди тех, кто регулярно (не реже нескольких раз в неделю) пользуется Интернетом, доминировала положительная идентификация с европейцами, в то время как среди тех, кто никогда им не пользовался, две трети никогда не ощущали себя таковыми.

Посмотрим теперь на то, как выглядят «Я-самоидентификации» россиян, отражающие важность для них самих тех или иных своих социальных ролей, особенности их образа собственного «Я». В этой связи прежде всего стоит отметить, что самих себя наши сограждане воспринимают в целом почти также положительно, как и общность, обозначаемую для них понятием «Мы» – 91% опрошенных дали на это понятие положительную реакцию. И, судя по тому, что 92% респондентов часто или иногда испытывали гордость за собственные успехи или успехи членов своей семьи, такое отношение их к себе вполне оправдано.

Итак, кем же в первую очередь видят себя сегодня россияне? Какие их социальные роли для них самих самые важные (см. рис. 11)?

Рисунок 11

«Я-самоидентификации» россиян, в %

 

Как видно на рисунке 11, роль россиянина, гражданина России является сейчас самой распространенной «я-идентификацией». И житель определенной местности, и представитель конкретной национальности отстают от нее в разы. Это, безусловно, отрадный факт, так как свидетельствует о достаточно высокой степени внутренней интегрированности российского общества и даже возможности в обозримой перспективе формирования в России гражданской нации.

Этот оптимизм подкрепляет тот факт, что в возрастной когорте до 25 лет роль гражданина своей страны как значимую для них лично социальную роль отмечали 65% респондентов. Тем не менее, при всей позитивности этой тенденции, не может не беспокоить тот факт, что даже среди молодежи треть не включала то, что они россияне, в число значимых для них характеристик самих себя. К числу характерных особенностей молодежной когорты относились также высокая распространенность идентификации «рабочий» – столько же, сколько и «житель своей местности» (по 32%), относительно более низкая профессиональная идентификация (достигавшая пикового значения в 33% в когорте 26-35 лет), а также более высокая значимость принадлежности к коллективу определенного предприятия или фирмы (14% при 16% у 26-35-летних, где этот показатель также был максимален), определенной национальности (24% при 18% у 56-65-летних) и среднему классу (20%). Последняя
«я-идентификация» вообще была характерна, прежде всего, для респондентов до 35 лет, также как «бедный», «гражданин страны, которая перестала быть великой державой» и «человек без будущего» – для возрастной когорты 56-65 лет. Таким образом, хотя образ «Я» у представителей разных возрастных когорт несколько различается, но различия эти настолько незначительны, что позволяют говорить о межгенерационной  устойчивости идентификаций россиян и близости их образов «Я» у разных поколений.

<<назад

оглавление

>> дальше



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: